Какина Этапе Эмбрионального Развития Получаются Близнецы

Содержание

Девочки всем привет, как обычно делюсь с Вами своими советами и опытом молодой мамы, хочу рассказать о Какина Этапе Эмбрионального Развития Получаются Близнецы. Возможно некоторые детали могут отличаться, как это было у Вас. Всегда необходимо консультироваться у специалистов. Естетсвенно на обычные вопросы, обычно можно быстро найти профессиональный ответ на сайте. Пишите свои комменты и замечания, совместными усилиями улучшим и дополним, так чтобы все поняли как разобраться в том или ином вопросе.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до смерти. Онтогенез начинается с оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки). При этом образуется зигота, в которой объединяется наследственный материал отца и матери.

Зародышевое (эмбриональное) развитие

Это период с момента оплодотворения до выхода ребёнка из яйца (рождения). Включает в себя стадии дробления, гаструляции, органогенеза.

Дробление – это серия делений зиготы путем митоза. Промежуток между делениями очень короткий, в нем происходит только удвоение ДНК, а рост клеток не происходит (яйцеклетка и так была очень большая). В процессе дробления клетки постепенно уменьшаются, пока не достигают нормальных размеров. После дробления образуется морула (шарик из клеток), а затем бластула (полый шарик из клеток; клетки – бластомеры, полость – бластоцель, стенка однослойная).

Затем бластула превращается в гаструлу – двухслойный шарик. Наружный слой клеток гаструлы называется эктодерма, внутренний – энтодерма, отверстие в гаструле называется первичный рот, он ведет в кишечную полость.

Органогенез (образование органов) начинается с формирования нервной пластинки в эктодерме на спинной стороне зародыша. В дальнейшем

  • из эктодермы образуется нервная система и кожа;
  • из энтодермы – пищеварительная и дыхательная система;
  • из мезодермы – всё остальное (скелет, мышцы, кровеносная, выделительная, половая системы).

Постэмбриональное развитие

Продолжается от рождения (вылупления) до начала размножения (наступления полового созревания). Бывает двух видов:

  • Прямое – когда ребенок похож на родителя, только меньше по размерам и у него недоразвиты некоторые органы (млекопитающие, птицы).
  • Непрямое (с превращением, с метаморфозом) – когда ребенок (личинка) сильно отличается от родителя (лягушки, насекомые). Преимущество непрямого развития состоит в том, что родители и дети не конкурируют друг с другом за пищу и территорию.

Ещё можно почитать

Тесты и задания

Выберите один, наиболее правильный вариант. На первых этапах своего развития зародыш многоклеточный двухслойный представляет собой
1) нейрулу
2) гаструлу
3) морулу
4) бластулу

Выберите один, наиболее правильный вариант. В эмбриональном развитии хордового животного органогенез начинается с
1) митотического деления зиготы
2) формирования однослойного зародыша
3) образования нервной трубки
4) возникновения первой борозды деления

Выберите один, наиболее правильный вариант. В эмбриогенезе отличие бластулы от гаструлы состоит
1) в образовании двухслойного зародыша
2) в развитии зародышевых листков
3) в активном перемещении клеток
4) в образовании однослойного зародыша

Вы соблюдаете назначения врача?
Да, они долго учились и многое знают.
48.03%
Нет, только советы бывалых мам.
14.47%
Соблюдаю, но думаю перед тем как принимать что либо.
37.5%
Проголосовало: 152

Выберите один, наиболее правильный вариант. При индивидуальном развитии животного из зиготы образуется многоклеточный организм в результате
1) гаметогенеза
2) оплодотворения
3) мейоза
4) митоза

Выберите один, наиболее правильный вариант. Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма
1) зародышевое
2) историческое
3) прямое
4) непрямое

Выберите один, наиболее правильный вариант. Индивидуальное развитие организма человека начинается с процесса
1) рождения
2) образования половых клеток
3) образования бластулы
4) оплодотворения

Выберите один, наиболее правильный вариант. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов? А) В эмбриональном периоде развития животных происходит увеличение числа клеток, а потом их дифференцировка. Б) Процесс образования двуслойного зародыша происходит в период дробления при делении бластомеров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
Выберите из перечисленных ниже процессов два, относящиеся к оплодотворению. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) слияние мужской и женской гамет
2) образование гамет
3) образование зиготы
4) дробление зиготы
5) образование колонии

ДРОБЛЕНИЕ — ГАСТРУЛЯЦИЯ
Установите соответствие между процессами и этапами эмбрионального периода: 1) дробление, 2) гаструляция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) осуществляется направленное перемещение и дифференцировка клеток
Б) образуются зародышевые листки
В) образуется многослойный зародыш
Г) накапливается клеточный материал для дальнейшего развития
Д) образуется бластула

БЛАСТУЛА — ГАСТРУЛА
1. Установите соответствие между процессом и стадией эмбриогенеза ланцетника: 1) бластула, 2) гаструла. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) увеличение числа бластомеров
Б) митоз зиготы
В) формирование зародышевых листков
Г) образование бластоцеля
Д) интенсивные перемещения клеток внутри зародыша

2. Установите соответствие между характеристикой процесса эмбриогенеза позвоночных и этапом, для которого он характерен: 1) бластула, 2) гаструла
А) формирование энтодермы
Б) образование шарообразного зародыша с полостью внутри
В) дробление зиготы
Г) образование однослойного зародыша
Д) образование двуслойного зародыша
Е) формирование двух зародышевых листков

ОДНОСЛОЙНЫЙ — ДВУСЛОЙНЫЙ
Установите соответствие между характеристикой и стадией формирования эмбриона ланцетника: 1) однослойный зародыш, 2) двуслойный зародыш. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) впячивание группы клеток внутрь бластулы
Б) митоз зиготы
В) формирование стенок первичной кишки
Г) образование бластоцеля
Д) образование бластомеров

БЛАСТУЛА — ГАСТРУЛА — НЕЙРУЛА
Установите соответствие между характеристиками и стадиями эбриогенеза ланцетника: 1) бластула, 2) гаструла, 3) нейрула. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) образование мезодермы
Б) наличие недифференцированных клеток
В) впячивание клеток бластулы в полость
Г) формирование полости первичной кишки
Д) трехслойный зародыш

ГАСТРУЛЯЦИЯ
Все приведённые ниже процессы, кроме двух, происходят при гаструляции эмбриона ланцетника. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) дробление зиготы
2) впячивание слоя клеток в полость бластулы
3) формирование полости первичной кишки
4) образование нервной трубки
5) образование двух зародышевых листков

ГАСТРУЛА — НЕЙРУЛА
Установите соответствие между процессами и стадиями эмбриогенеза ланцетника: 1) гаструла, 2) нейрула. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) образование двух зародышевых листков
Б) формирование нервной трубки
В) формирование хорды
Г) дифференциация клеток на эктодерму и энтодерму
Д) образование полости первичной кишки

ОРГАНОГЕНЕЗ
Все приведённые ниже процессы, кроме двух, происходят при органогенезе в эмбриональном развитии ланцетника. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формирование кожного покрова
2) образование бластомеров
3) появление двух зародышевых листков
4) формирование нервной трубки
5) закладка хорды

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТАЯ
1. Установите последовательность стадий индивидуального развития человека, начиная от зиготы. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) формирование мезодермы
2) образование двухслойного зародыша
3) формирование нервной системы
4) образование бластомеров
5) формирование четырехкамерного сердца

2. Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных
1) появление мезодермы
2) формирование двух зародышевых листков
3) образование бластомеров
4) образование тканей и органов

3. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование однослойного зародыша
2) образование мезодермы
3) образование энтодермы
4) дифференцировка органов
5) образование бластомеров

4. Установите последовательность этапов зародышевого развития ланцетника. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование однослойного зародыша
2) дробление зиготы
3) формирование внутренних органов и систем органов
4) образование нервной пластинки и хорды
5) формирование двухслойного зародыша

5. Установите последовательность процессов эмбриогенеза у ланцетника
1) формирование бластулы
2) дробление зиготы
3) формирование трех зародышевых листков
4) образование гаструлы

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ С МОРУЛОЙ И НЕЙРУЛОЙ
1. Установите правильную последовательность процессов онтогенеза у ланцетника.

1) зигота
2) бластула
3) органогенез
4) нейрула
5) гаструла

2. Установите последовательность процессов эмбрионального развития хордового животного. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гаструляция
2) образование нейрулы
3) образование морулы
4) образование мезодермы
5) образование бластулы
6) дробление зиготы
7) гистогенез

3. Установите последовательность стадий в процессе эмбриогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нейрула
2) зигота
3) бластула
4) морула
5) гаструла

ЭКТОДЕРМА РИС
Выберите три варианта. Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1?

1) потовые железы
2) костная ткань
3) ногтевые пластинки
4) соединительная ткань
5) кожный эпидермис
6) гладкая мышечная ткань

ЭКТОДЕРМА — ЭНТОДЕРМА РИС
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: 1) эктодерма, 2) энтодерма. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) эпидермис кожи
Б) нервная ткань
В) печень
Г) поджелудочная железа
Д) эмаль зубов

ЭКТОДЕРМА — МЕЗОДЕРМА
1. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась: 1) эктодерма, 2) мезодерма

А) болевые рецепторы
Б) волосяной покров
В) лимфа и кровь
Г) жировая ткань
Д) ногтевые пластинки

2. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются при эмбриогенезе. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам: 1) эктодерма, 2) мезодерма
А) кровь
Б) эмаль зубов
В) хрящевая ткань
Г) сердечная мышца
Д) кожные железы

ЭКТОДЕРМА — МЕЗОДЕРМА РИС
1. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) нервная ткань
Б) кровь
В) скелет
Г) гладкая мышечная ткань
Д) кожный эпидермис

2. Установите соответствие между структурами зародыша и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) ногти
Б) органы чувств
В) кровь
Г) лимфа
Д) костный скелет

3. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) нервная ткань
Б) кровь
В) кость
Г) почка
Д) эмаль зубов
Е) мышца

4. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) эпидермис кожи
Б) скелетная мускулатура
В) кровь
Г) рецепторы сетчатки
Д) хрящевая ткань
Е) кора больших полушарий

ЭКТОДЕРМА — ЭНТОДЕРМА — МЕЗОДЕРМА
1. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они образовались: 1) эктодерма, 2) энтодерма, 3) мезодерма. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) головной мозг
Б) скелет
В) мышцы
Г) кожные железы
Д) легкие
Е) печень

2. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они образовались: 1) эктодерма, 2) энтодерма, 3) мезодерма. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) головной мозг
Б) печень
В) кровь
Г) кости
Д) поджелудочная железа
Е) кожа

3. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются: 1) эктодерма, 2) энтодерма, 3) мезодерма. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) головной мозг
Б) тонкая кишка
В) хрящи
Г) мышцы
Д) поджелудочная железа
Е) волосы

ЭНТОДЕРМА — МЕЗОДЕРМА ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристикой и типом зародышевого листа: 1) энтодерма, 2) мезодерма. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) формируется на стадии нейрулы
Б) образуется в результате гаструляции
В) участвует в формировании органов пищеварения
Г) отсутствует в онтогенезе гидры
Д) участвует в формировании кровеносной системы

ЭНТОДЕРМА — МЕЗОДЕРМА ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются: 1) энтодерма, 2) мезодерма

А) кишечник
Б) кровь
В) почки
Г) лёгкие
Д) хрящевая ткань
Е) сердечная мышца

ЭНТОДЕРМА — МЕЗОДЕРМА РИС
1. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) внутренние слизистые покровы
Б) надпочечники
В) тканевая жидкость
Г) лимфа
Д) эпителий альвеол

2. Устновите соответствие между структурами зародыша и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2, из которых эти структуры формируются: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы
Б) альвеолы
В) печень
Г) кровеносные сосуды
Д) сердце

1. Рассмотрите рисунок. Определите А) стадию эмбриогенеза хордового животного, Б) зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и В) органы, которые из него развиваются. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) гаструла
2) нейрула
3) бластула
4) эктодерма
5) энтодерма
6) мезодерма
7) почки, мышцы, сердце
8) печень, поджелудочная железа

2. Рассмотрите рисунок с изображением стадии эмбриогенеза животного и определите (А) её название, (Б) название зародышевого листка, обозначенного на рисунке вопросительным знаком, (В) органы, которые из него развиваются. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) нейрула
2) гаструла
3) мышцы и вторичная полость тела
4) спинной и головной мозг
5) поджелудочная железа и печень
6) эктодерма
7) мезодерма
8) энтодерма

ПОЛНОЕ — НЕПОЛНОЕ
Установите соответствие между особенностями развития и типом: 1) Неполное превращение, 2) Полное превращение. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) Личинка отличается от имаго по строению
Б) Среда обитания и пища у личинки и имаго сходны
В) Личинка похожа на имаго
Г) Проходит в 3 стадии
Д) Проходит 4 стадии
Е) У личинки недоразвита половая система

НЕПРЯМОЕ КРОМЕ
Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, относятся к непрямому типу постэмбрионального развития. Определите две характеристики, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способствует ослаблению борьбы за существование между родителями и потомством
2) рождение потомства, внешне похожего на взрослый организм
3) родившийся организм может отличаться от взрослого организма по морфологическим признакам, образу жизни (типу питания, характеру передвижения)
4) может быть яйцекладным и внутриутробным
5) происходит метаморфоз

ТЕРМИНЫ
1. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используют для описания онтогенеза ланцетника. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) бластопор
2) бластомер
3) дробление
4) партеногенез
5) метаморфоз

Читайте также:  Если Ребенок Зачат В Конце Октября Родится

2. Выберите из перечисленных ниже процессов два, относящимся к эмбриогенезу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование гамет
2) образование зиготы
3) бластуляция
4) постэмбриональное развитие
5) гаструляция

  • из эктодермы образуется нервная система и кожа;
  • из энтодермы – пищеварительная и дыхательная система;
  • из мезодермы – всё остальное (скелет, мышцы, кровеносная, выделительная, половая системы).

Эмбриональный период развития. Этапы и стадии эмбрионального периода

Индивидуальное развитие каждого организма представляет собой непрерывный процесс, который начинается с момента образования зиготы и продолжается до смерти организма.

Понятие онтогенеза

Онтогенез представляет собой цикл индивидуального развития каждого организма, в его основе лежит реализация наследственной информации на всех этапах существования. При этом немаловажное значение играет воздействие факторов внешней среды.

Онтогенез обусловлен продолжительным историческим развитием каждого конкретного вида. Биогенетический закон, который сформулировали ученые Мюллер и Геккель, отражает взаимосвязь индивидуального и исторического развития.

Стадии онтогенеза

Если рассматривать с точки зрения биологии, то самым значимым событием во всем индивидуальном развитии является способность к размножению. Именно это качество обеспечивает существование видов в природе.

Исходя из способности размножаться, весь онтогенез можно разделить на несколько периодов.

  1. Дорепродуктивный.
  2. Репродуктивный.
  3. Пострепродуктивный.

В течение первого периода происходит реализация наследственной информации, которая проявляется в структурных и функциональных преобразованиях организма. На этом этапе особь достаточно чувствительна ко всем воздействиям.

Репродуктивный период реализует самое важное предназначение каждого организма – продолжение рода.

Последний этап неизбежен в индивидуальном развитии каждой особи, он проявляется старением и угасанием всех функций. Заканчивается всегда смертью организма.

Дорепродуктивный период еще можно разделить на несколько стадий:

  • эмбриональный период развития;
  • личиночный;
  • метаморфоз;
  • ювенильный.

Все периоды имеют свои особенности, которые проявляются в зависимости от принадлежности организма к определенному виду.

Стадии эмбрионального периода

Учитывая особенности развития и ответные реакции эмбриона на повреждающие факторы, все внутриутробное развитие можно разделить на следующие стадии:

  1. предимплантационное развитие;
  2. имплантация;
  3. эмбриональный период;
  4. плодный.

Первая стадия начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается внедрением бластоцисты в оболочку матки. Это происходит примерно на 5-6 день после образования зиготы.

Период дробления

Сразу после слияния яйцеклетки со сперматозоидом начинается эмбриональный период онтогенеза. Образуется зигота, которая приступает к дроблению. При этом образуются бластомеры, чем больше по количеству их становится, тем меньше они по своим размерам.

Процесс дробления протекает не одинаково у представителей разных видов. Это зависит от количества питательных веществ и распределения их в цитоплазме клетки. Чем больше желтка, тем медленнее идет деление.

Дробление может быть равномерным и неравномерным, а также полным или неполным. Для человека и всех млекопитающих характерно полное неравномерное дробление.

В результате этого процесса образуется многоклеточный однослойный зародыш с небольшой полостью внутри, его называют бластулой.

Бластула

Этой стадией заканчивается первый период эмбрионального развития организма. В клетках бластулы можно уже наблюдать типичное для конкретного вида соотношение ядра и цитоплазмы.

С этого момента клетки зародыша уже имеют название эмбриональных. Эта стадия характерна абсолютно для всех организмов любого вида. У млекопитающих и человека дробление неравномерное из-за небольшого количества желтка.

В разных бластомерах деление идет с разными темпами, и можно наблюдать образование светлых клеток, они располагаются по периферии, и темных, которые выстраиваются в центре.

Из светлых клеток образуется трофобласт, его клетки способны:

  • растворять ткани, поэтому зародыш получает возможность внедриться в стенку матки;
  • отслаиваться от клеток зародыша и образовывать пузырек, заполненный жидкостью.

Сам зародыш располагается на внутренней стенке трофобласта.

Гаструляция

После бластулы у всех многоклеточных организмов начинается следующий эмбриональный период – это образование гаструлы. В процессе гаструляции различают два этапа:

  • образование двухслойного зародыша, состоящего из эктодермы и энтодермы;
  • появление трехслойного зародыша, образуется третий зародышевый листок – мезодерма.

Гаструляция происходит путем инвагинации, когда клетки бластулы с одного полюса начинают впячиваться внутрь. Внешний слой клеток носит название эктодермы, а внутренний – энтодермы. Появившаяся полость называется гастроцелью.

Третий зародышевый листок – мезодерма — образуется между эктодермой и энтодермой.

Образование тканей и органов

Образовавшиеся в конце стадии три зародышевых листка дадут начало всем органам и тканям будущего организма. Начинается следующий эмбриональный период развития.

Из эктодермы развиваются:

  • нервная система;
  • кожа;
  • ногти и волосы;
  • сальные и потовые железы;
  • органы чувств.

Энтодерма дает начало следующим системам:

  • пищеварительной;
  • дыхательной;
  • части мочевыделительной;
  • печени и поджелудочной железы.

Больше всего производных дает третий зародышевый листок – мезодерма, из нее образуется:

  • скелетная мускулатура;
  • половые железы и большая часть выделительной системы;
  • хрящевая ткань;
  • кровеносная система;
  • соединительная ткань;
  • надпочечники и половые железы.

После образования тканей начинается следующий эмбриональный период онтогенеза – формирование органов.

Здесь можно выделить две фазы.

  1. Нейруляция. Образуется комплекс осевых органов, в который входят нервная трубка, хорда и кишечник.
  2. Построение остальных органов. Отдельные участки тела приобретают характерные для них формы и очертания.

Полностью органогенез заканчивается тогда, когда эмбриональный период подходит к своему завершению. Стоит отметить, что развитие и дифференцировка продолжаются и после рождения.

Контроль эмбрионального развития

Все этапы эмбрионального периода основаны на реализации наследственной информации, полученной от родителей. Успешность и качество реализации зависит от влияния внешних и внутренних факторов.

Схема онтогенетических процессов состоит из нескольких этапов.

  1. Гены получают всю информацию от соседних клеток, гормонов и других факторов для того, чтобы прийти в активное состояние.
  2. Информация от генов для осуществления синтеза белков на этапах транскрипции и трансляции.
  3. Информация от белковых молекул для стимулирования образования органов и тканей.

Сразу после слияния яйцеклетки со сперматозоидом начинается первый период эмбрионального развития организма – дробление, которое полностью регулируется той информацией, которая находится в яйце.

На стадии бластулы активация происходит генами сперматозоида, а гаструляция контролируется генетической информацией зародышевых клеток.

Формирование тканей и органов происходит за счет информации, содержащейся в клетках эмбриона. Начинается отделение стволовых клеток, которые и дают начало разным тканям и органам.

Формирование внешних признаков организма в эмбриональный период человека зависит не только от наследственной информации, но и от влияния внешних факторов.

Факторы, влияющие на эмбриональное развитие

Все воздействия, которые могут отрицательно сказаться на развитии ребенка, можно разделить на две группы:

  • факторы окружающей среды;
  • болезни и образ жизни мамы.

К первой группе факторов можно отнести следующие.

  1. Радиоактивное излучение. Если такое воздействие произошло на первой стадии эмбрионального периода, когда еще не произошла имплантация, то чаще всего происходит самопроизвольный выкидыш.
  2. Электромагнитное излучение. Возможно такое воздействие при нахождении вблизи работающих электроприборов.
  3. Воздействие химических веществ, сюда можно отнести бензол, удобрения, красители, химиотерапию.

  • хромосомные и генетические болезни;
  • употребление наркотических средств, спиртных напитков, уязвимыми считаются любые этапы эмбрионального периода;
  • инфекционные заболевания мамы во время беременности, например краснуха, сифилис, грипп, герпес;
  • сердечная недостаточность, бронхиальная астма, ожирение — при этих заболеваниях возможно нарушение поступления кислорода к тканям зародыша;
  • прием лекарственных средств; особенности эмбрионального периода таковы, что самыми опасными в этом отношении являются первые 12 недель развития;
  • чрезмерное увлечение синтетическими витаминными препаратами.

Если посмотреть на следующую таблицу, то можно убедиться, что не только недостаток витаминов вреден, но и их избыток.

Название витамина Опасная доза препарата Отклонения в развитии
A 1 млн. МЕ Нарушения в развитии головного мозга, гидроцефалия, выкидыш.
E 1 г Аномалии развития мозга, органов зрения, скелета.
D 50 000 МЕ Деформация черепа.
K 1,5 г Пониженная свертываемость крови.
C 3 г Выкидыш, мертворождение.
B2 1 г Сращение пальцев, укорочение конечностей.
PP 2,5 г Хромосомная мутация.
B5 50 г Нарушение в развитии нервной системы.
B6 10 г Мертворождение.

Болезни плода на последних этапах эмбрионального развития

На последних неделях развития происходит дозревание жизненно важных органов ребенка и подготовка к перенесению всевозможных нарушений, которые могут возникнуть в процессе родов.

Перед появлением на свет в организме плода создается высокий уровень пассивной иммунизации. На этом этапе также возможны различные болезни, которые может получить плод.

  1. Недостаток кислорода вследствие патологии плаценты или пупочного канатика.
  2. Инфекции могут спровоцировать болезни плода.
  3. Воздействие радиоактивного излучения.
  4. Токсическое воздействие.
  5. Травмы матери, затрагивающие ребенка.
  6. Неправильное питание будущей мамы, это может привести к нарушению развития подкожной клетчатки.

Таким образом, несмотря на практически сформированный организм ребенка, некоторые негативные факторы вполне способны вызвать серьезные нарушения и врожденные заболевания.

Опасные периоды эмбрионального развития

В течение всего эмбрионального развития можно выделить периоды, которые считаются наиболее опасными и уязвимыми, так как в это время происходит формирование жизненно важных органов.

  1. 2-11 неделя, так как происходит формирование головного мозга.
  2. 3-7 недели — идет закладка органов зрения и сердца.
  3. 3-8 неделя — происходит формирование конечностей.
  4. 9 неделя — закладывается живот.
  5. 4-12 недели — идет формирование половых органов.
  6. 10-12 неделя — закладка неба.

Рассмотренная характеристика эмбрионального периода еще раз подтверждает, что для развития плода самые опасные периоды считаются с 10 дня и до 12 недель. Именно в это время происходит формирование всех основных органов будущего организма.

Ведите здоровый образ жизни, постарайтесь оградить себя от вредного воздействия внешних факторов, избегайте общения с больными людьми, и тогда можно быть практически уверенным, что ваш малыш родится здоровым.

  1. Недостаток кислорода вследствие патологии плаценты или пупочного канатика.
  2. Инфекции могут спровоцировать болезни плода.
  3. Воздействие радиоактивного излучения.
  4. Токсическое воздействие.
  5. Травмы матери, затрагивающие ребенка.
  6. Неправильное питание будущей мамы, это может привести к нарушению развития подкожной клетчатки.

Как появляются близнецы

Существует несколько вариантов зачатия близнецов, их основные виды: однояйцевые (монозиготные) и многояйцевые (дизиготные, тризиготные и так далее). Все варианты можно кратко описать так:

  • Несколько сперматозоидов оплодотворили несколько яйцеклеток (две, три, очень редко – более). Появившиеся при таком зачатии близнецы называются многояйцевыми, или дизиготными, и похожи друг на друга не более, чем брат и сестра. И действительно, они могут быть даже разного пола. У каждого из них своя отдельная плацента и плодный пузырь.
  • Один сперматозоид оплодотворил одну яйцеклетку, но через некоторое время образовавшийся зародыш разделился на два одинаковых. Такие близнецы называются уже однояйцевыми, или монозиготными, поскольку происходят из одной яйцеклетки. Они всегда одинакового пола и похожи друг на друга, как две капли воды, поскольку имеют один и тот же генетический набор.
  • Два сперматозоида (редко более) оплодотворили две яйцеклетки, а затем один из зародышей разделился на два одинаковых. В этом случае в матке окажется тройня: два абсолютно одинаковых и один отличающийся от них близнец.

Но на этом классификация близнецов не заканчивается. Дело в том, что очень многое во внутриутробной жизни малышей зависит от их плаценты и плодного пузыря. Самый благоприятный вариант – когда плацента у каждого своя и плодные пузыри разделены перегородкой, так что каждый ребенок развивается в своей “квартирке”. Но, к сожалению, это не всегда так.

Виды многоплодной беременности

В зависимости от того, как расположены плаценты и плодные пузыри близнецов, многоплодная беременность подразделяется на три вида:

  • Бихориальная биамниотическая – у каждого малыша своя плацента и своя “квартирка” в плодном пузыре. Это наиболее благоприятный и безопасный вариант развития, потому близнецы при этом ничем не мешают друг другу (смертность не превышает 9%). Это наиболее характерный вариант для многояйцевых близнецов, а в случае однояйцевых он встречается в 30% случаев, если разделение эмбриона надвое произошло в пределах двух дней после оплодотворения.
  • Монохориальная биамниотическая – плацента при этом виде одна на двоих, но плодный пузырь у каждого малыша свой. Близнецы при этом почти всегда однояйцевые (кроме исключительно редких случаев), а среди них этот тип встречается в 70% случаев, если разделение эмбрионов происходит от 3 до 8 дня после зачатия.
  • Монохориальная моноамниотическая – встречается у 1–2% однояйцевых близнецов в том случае, когда они разделились поздно, от 9 до 12 дней после зачатия. Оба брата или сестры крепятся пуповинами к одной плаценте и плавают в одном плодном пузыре.

Если же разделение зародыша надвое начинается еще позже, после 12 дня от зачатия, то образующиеся близнецы не успевают разделиться полностью и остаются приросшими друг к другу какой-либо частью тела (сиамские близнецы).

Со сроком разделения однояйцевых близнецов связана и другая интересная закономерность: чем раньше оно произошло, тем менее похожи близнецы друг на друга. То есть, если плацента на двоих была одна, то и общих черт у братьев (сестер) будет больше, а если один был и плодный пузырь, то отличить их будет трудно даже родной маме.

Для того, чтобы получились многояйцевые (дизиготные) близнецы, необходимо как минимум две яйцеклетки одновременно.

Созревание нескольких яйцеклеток

Обычно в каждом менструальном цикле в яичниках женщины созревает одна яйцеклетка, при этом работает то левый, то правый яичник по очереди. Во время овуляции она выходит и может быть оплодотворена сперматозоидом.

Иногда, по необъясненным пока причинам, происходит созревание не одной, а нескольких яйцеклеток за один цикл. В этом случае каждая их них может быть оплодотворена отдельным сперматозоидом и образовать два эмбриона.

В некоторых случаях сами врачи стимулируют созревание большого количества яйцеклеток (до 10 и более) с помощью гормональных препаратов. Это называется суперовуляцией и используется во вспомогательных репродуктивных технологиях, таких как ЭКО.

Нарушается естественный ритм созревания яйцеклеток и при употреблении противозачаточных таблеток. В таком случае, после их отмены яичники могут поменять режим работы и произвести сразу две и больше яйцеклеток за один цикл. В этом причина повышенной вероятности двойни после применения гормональной контрацепции.

«Двойная» беременность

В некоторых редких случаях на ранних сроках беременности яичники по непонятным причинам дают сбой, и после оплодотворения одной яйцеклетки, созревает вторая. По времени они могут отстоять друг от друга на несколько дней или даже недель. Если вторая яйцеклетка тоже будет оплодотворена, то еще один эмбрион присоединяется в матке к своему собрату. Таким образом, теоретически возможна беременность двумя близнецами одновременно от разных отцов.

Иногда благодаря «перемешиванию» генов на ранних сроках развития, у близнецов может быть даже разный цвет кожи (смешанные близнецы, вероятность такого случая – один к миллиону). В 2008 году пара из Германии родила одновременно двух мальчиков Раена и Лео, один из которых — чистый негритенок, а второй — белый. Кому интересно — сюда: Daily Mail / Proud parents show off their million-to-one black and white twins (англ).

Иногда, по необъясненным пока причинам, происходит созревание не одной, а нескольких яйцеклеток за один цикл. В этом случае каждая их них может быть оплодотворена отдельным сперматозоидом и образовать два эмбриона.

Все о многоплодной беременности

Многоплодная беременность – всегда беременность высокого риска, ведь природа предусмотрела рождение у человека одного ребенка, и в процессе вынашивания все в организме женщины перестраивается под нужды одного плода.

Беременность двойней или тройней – двойная или тройная нагрузка, а потому ведение ее и роды имеют ряд существенных отличий.

Как зачать двойню или тройню?

Многие хотели бы знать, а можно ли зачать двойню или даже тройню по доброй воле? Можно, но только в протоколе ЭКО. При экстракорпоральном оплодотворении яйцеклетки женщины встречаются со сперматозоидами мужчины в лабораторной пробирке, а точнее, в чашке Петри, и только самой женщине и врачу-репродуктологу решать, сколько эмбрионов подсадить в полость матки. И опять же гарантий, что все они приживутся, нет.

Во всех остальных случаях многоплодие – провидение высших сил. Наука точно знает, как формируется двойня или тройня, но так и нашла ответа на вопрос, почему так происходит.

У любой женщины репродуктивного возраста раз в месяц происходит овуляция. Обычно это знаменательное событие приходится ровно на середину менструального цикла. После очередных месячных в яичниках начинает созревать несколько фолликулов, но только один становится доминантным, рост остальных будет замедлен фолликулосдерживающими гормонами. Из одного фолликула в середине цикла выходит в маточную трубу одна зрелая яйцеклетка. При ее оплодотворении образуется зигота – одноклеточный организм, содержащий набор ДНК нового человека. Далее происходит имплантация и начинается вынашивание одного плода.

Иногда по непонятным причинам этот природой отлаженный механизм дает некий сбой, и в день овуляции в маточную трубу выходят сразу две яйцеклетки. Если каждая будет оплодотворена, родятся двойняшки. Они будут непохожими друг на друга, каждый будет иметь отличный от другого геном, у них может быть разный пол, разные характеры и таланты. У каждого ребенка в утробе будет собственная плацента, которая будет его питать и снабжать кислородом, у каждого будет собственный «домик» – плодный пузырь с околоплодными водами. Такие близнецы называют дизиготными или разнояйцевыми, а попросту двойняшками.

В день овуляции у женщины может выйти с фолликула одна яйцеклетка, которая будет успешно оплодотворена, но по непонятным причинам зигота через несколько дней начнет разделяться на две. Так формируются монозиготные или однояйцевые близнецы. Они будут иметь идентичный набор ДНК, что обеспечит им внешнее сходство, одну и ту же половую принадлежность.

  • Менструация
  • Овуляция
  • Высокая вероятность зачатия

Овуляция происходит за 14 дней до начала менструального цикла (при 28-дневном цикле – на 14-й день). Отклонение от среднего значения бывает часто, поэтому расчет является приблизительным.

Также вместе с календарным методом можно измерять базальную температуру, исследовать цервикальную слизь, использовать специальные тесты или мини-микроскопы, сдавать анализы на ФСГ, ЛГ, эстрогены и прогестерон.

Однозначно установить день овуляции можно посредством фолликулометрии (УЗИ).

  1. Losos, Jonathan B.; Raven, Peter H.; Johnson, George B.; Singer, Susan R. Biology. New York: McGraw-Hill. pp. 1207-1209.
  2. Campbell N. A., Reece J. B., Urry L. A. e. a. Biology. 9th ed. — Benjamin Cummings, 2011. — p. 1263
  3. Ткаченко Б. И., Брин В. Б., Захаров Ю. М., Недоспасов В. О., Пятин В. Ф. Физиология человека. Compendium / Под ред. Б. И. Ткаченко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 496 с.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Овуляция

Если зигота разделится на две в первые-третьи сутки после оплодотворения, то каждый из малышей будет иметь по собственной плаценте и свой плодный пузырь. Если разделение случится после трех суток, малыши будут ютиться в одном плодном пузыре-домике и питаться от одной плаценты через две пуповины. При разделении зиготы слишком поздно – через 10 дней после оплодотворения, формируются сросшиеся или сиамские близнецы.

Если в день овуляции вышло две яйцеклетки, и обе оказались оплодотворенными, а одна потом разделилась на две зиготы, формируется тройня, в ней двое детей будут однояйцевыми близнецами и будут иметь один пол, а третий ребенок будет отличаться от них и набором ДНК, и, возможно, половой принадлежностью.

Более благоприятные прогнозы для вынашивания многоплодной беременности – наличие дихориальных диамниотических близнецов, когда у каждого ребенка есть своя плацента и свои плодные оболочки. Наиболее тревожной ситуацией является ситуация зачатия однояйцевых близнецов, которые расположены в одном плодном пузыре и питаются от одной-единственной плаценты. В этом случае с большой долей вероятности более сильный будет «обирать» более слабого.

Причины

Точных причин, по которым женщина внезапно становится мамой сразу двух, трех, а то и четырех малышей, медицина не знает. Но известны предрасполагающие факторы к многоплодию.

Считается, что вероятность зачать не одного ребенка выше в следующих ситуациях.

  • Есть генетическая предрасположенность. В семье мужчины или женщины были случаи рождения близнецов или двойняшек. Особенно следует обратить внимание на такие случаи по восходящей женской линии – шансы родить двойню или тройню выше у женщин, у которых дамы в роду (особенно, прабабушка, бабушка, мама) рожали близнецов.
  • Гормональный фон. Если в крови женщины превышена концентрация ФСГ (фолликулостимулирующего гормона), примерно на 30% повышается вероятность, что созреют не одна, а две или даже три яйцеклетки. Повышение уровня этого гормона может быть наследственным, а может быть вызвано гормональными препаратами, которые порой назначают для стимуляции овуляции при бесплодии у женщин. Примечательно, что уровень ФСГ почти всегда повышен у женщин, которые всего цикл назад отменили прием оральных гормональных контрацептивов. Если при этом женщина умудрилась принять средства для стимуляции овуляции, то вероятность многоплодия у нее будет очень высокой.
  • При ЭКО. Для повышения шансов на беременность в лечебном цикле экстракорпорального оплодотворения оплодотворяют несколько яйцеклеток, а для повышения вероятности имплантации хотя бы одной подсаживают 2-3 зиготы. Если имплантируются все, наступает многоплодная беременность.
  • При повторной беременности. У первородящих многоплодие – скорее редкость, чаще всего двое или трое малышей «осчастливливают» родителей, у которых уже есть собственные дети. Повторные роды увеличивают вероятность зачатия нескольких плодов, но незначительно.
  • Возраст будущей мамы. Обычно вероятность многоплодия повышается с возрастом дамы. У женщин после 35 лет вероятность зачать двух или трех детей оценивается в 25%.

Статистика

Во всем мире наблюдается рост количества многоплодных беременностей. За последние два десятилетия количество таких случаев увеличилось в два раза. В общем количестве беременных женщины, вынашивающие двойню или тройню, составляют около 1-1,5%. На каждые 87 родов приходится одна двойня, на каждый 6,5 тысяч родов – тройня. Четверня рождается в одном случае на 51 тысячу родов.

У женщин, вынашивающих несколько плодов, риск выкидыша, преждевременных родов в 5 раз выше, чем при одноплодной беременности. Рождение детишек с крайне низкой массой тела при многоплодии происходит в 10 раз чаще, чем при одноплодной беременности. 54% многоплодных беременностей заканчиваются преждевременными родами. Все это объясняет, почему врачи так трепетно относятся к беременным двойней или тройней, почему существует особый план ведения таких будущих мам.

Признаки на начальных этапах

На самых ранних сроках до задержки многоплодная беременность мало чем отличается от одноплодной. Никакие особые ощущения ни через неделю после секса, который привел к зачатию, ни через две недели, не появятся. Самое большое, что может чувствовать женщина до задержки и в первую неделю после нее – действие прогестерона. Но его в одинаковой степени ощущают и будущие мамы двойни, и будущие мамы одного малыша.

Как проявляется действие этого гормона, обеспечивающего сохранность беременности:

  • повышается утомляемость, появляется сонливость;
  • могут участиться головные боли;
  • может незначительно повышаться температура тела, появляется ощущение озноба или жара;
  • учащается мочеиспускание;
  • может появиться ощущение заложенности носа из-за отечности слизистых под действием прогестерона;
  • усиливается или пропадает аппетит.

Все те же признаки могут присутствовать (а могут и отсутствовать) и при одноплодной беременности.

Даже после того, как факт беременности перестанет быть тайной для женщины, она может еще довольно долго не догадываться о том, что внутри у нее развивается не один малыш.

Утверждения, что при двойне сильнее токсикоз, действительности не соответствуют. Есть немало женщин, которые вообще не страдали токсикозом, вынашивая двойню, а есть те, кто мучился и с одним малышом.

Распознать симптомы многоплодной беременности до задержки месячных и некоторое время после нее таким образом невозможно. Некоторые женщины, по отзывам, утверждали, что чувствовали двойню интуитивно, но этот вопрос к медицине не имеет никакого отношения, найти ему объяснение нет возможности.

Диагностика

Диагностические признаки многоплодной беременности некоторые начинают искать чуть ли не с теста, который проводят в домашних условиях. Женщины утверждают, что при двойне или тройне полоски на тесте ярче, чем при одноплодной беременности. Частично этому можно найти объяснение – если у плодов формируются две разные плаценты, уровень хорионического гонадотропина (гормона ХГЧ) будет в два раза выше, а именно он окрашивает тест-полоски.

Анализ крови на ХГЧ также показывает удвоенные при двойне или утроенные при тройне значения, но только при условии, что у плодов разные плаценты. Если развивается монохориальная двойня, то уровень ХГЧ будет стандартным.

Более информативным методом определить многоплодную беременность является УЗИ. Уже на 7 неделе беременности можно определить наличие однояйцевых близнецов, а двойняшек видно и раньше – на 6 неделе в полости матки четко визуализируются два плодных яйца.

После 5 недель беременности у плодов начинает биться сердце. Трансвагинальным датчиком при прохождении ультразвукового сканирования с 6 недель беременности можно слышать сердцебиение плодов. Навести доктора на мысль о многоплодии могут множественные такты сердцебиения. Но на этом сроке сердце даже одного плода стучит сбивчиво, а потому более достоверным считается регистрация сердцебиения плодов после 10 недели беременности.

На более поздних сроках признаками, указывающими на многоплодие, становятся ранее шевеление – примерно с 15-16 недели, в то время как одного малыша женщина начинает чувствовать примерно с 19-20 недели. Размеры матки и высота стояния ее дна будут превышать гестационную норму. С середины беременности врач методом аускультации прослушивает через переднюю брюшную стенку не одну, а сразу две или три точки сердцебиения.

Не стопроцентными, но достаточно информативными для доктора будут и анализы крови беременной: в крови будущей мамы, ожидающей двойню или тройню, уже с первого триместра повышено не только содержание ХГЧ, но и концентрация плацентарного лактогена, прогестерона.

Таким образом, получить данные о том, что текущая беременность является многоплодной, женщина может уже на 6-7 неделе беременности.

Как развиваются плоды?

Ранний период – период эмбриогенеза у всех зародышей, вне зависимости от их количества в матке, протекает одинаково. В одни и те же сроки формируются органы, системы.

Отличия между детьми в многоплодной беременности и одноплодной начинаются после окончания первого триместра, когда начинается период активного роста и увеличения массы тела. Малыши, которых несколько, обычно весят меньше, чем их ровесники, которые обитают в матке в одиночестве, есть разница и в ростовых показателях.

Вот основные этапы развития двойни или тройни в утробе.

  • На 5 неделе (всего через неделю после начала задержки) у детей формируются сердца, стартует сердцебиение, закладываются почки и печень.
  • На 6 неделе формируются руки, начальные лицевые структуры. Закладываются органы иммунной системы.
  • На 7 неделе формируются первые нервные волокна, которые станут основой нервной системы. Единственная кишка у каждого плода разделяется на отделы желудочно-кишечного тракта.
  • На 8 неделе малыши начинают двигаться. Начинает работать молодая плацента. Головной мозг отделяется от спинного, растут ножки.
  • На 9 неделе уменьшается эмбриональный хвост, формируются зачатки зубов.
  • На 10 неделе завершается эмбриональный период. Дети называются плодами. Все внутренние органы сформированы. Малыши двигаются, глотают, сжимают руки в кулаки. Начинают отвердевать кости скелета.
  • На 11 неделе формируются хватательный и сосательный рефлексы.
  • На 12 неделе малыши обретают вкусовые рецепторы и начинают различать вкус вод, завершается формирование половых органов.
  • На 13 неделе начинается активный рост мозгового вещества.
  • На 14 неделе каждый из близнецов получает собственные отпечатки пальцев, причем даже у однояйцевых с идентичным ДНК отпечатки разные.
  • На 15 -17 неделях завершается формирование мышц. Начинается процесс накопления подкожного жира. Женщины чувствуют шевеления, малыши освоили большое количество мимических гримас.
  • На 18-20 неделе завершается минерализация костей скелета. В 20 недель формируется слух.
  • С 22 недели начинает выпадать лануго – тонкие волоски на коже, удерживающие защитный слой сыровидной смазки. С этого срока роды не считаются выкидышем. Их квалифицируют как преждевременные роды.
  • На 23 неделе завершается формирование позвоночника.
  • С 24 недели начинается созревание легочной ткани, в крошечных пузырьках-альвеолах вырабатывается особое вещество – сурфактант, которое при накоплении в нужном количестве позволит детям дышать после родов самостоятельно.
  • На 26 неделе беременности начинают вырабатываться гормоны роста, у мальчиков яички начинают опускаться в мошонку. Улучшается зрение.
  • На 28 неделе женщины выходят в дородовый отпуск. При одноплодной беременности выход в декрет происходит лишь на 30 неделе.
  • На 30 неделе малыши сгибаются, чтобы умещаться в матке, и существенно снижают двигательную активность.
  • С 34 недели начинает стареть плацента (или плаценты).
  • С 35 недели дети активизируют адаптивные механизмы центральной нервной системы. Это поможет им адаптироваться к новой среде обитания после рождения.
  • С 37 недели дети считаются полностью доношенными.

Самочувствие мамы

Течение многоплодной беременности заметно отличается от протекания обычной, потому большинство клинических рекомендаций, которые существуют для беременных, для дважды или трижды будущих мам не слишком актуальны. Главное отличие беременности двойней или тройней – повышенный риск осложнений. К сожалению, медицинская статистика, неутешительна – до 85% многоплодных беременностей протекают с различными осложнениями.

У беременных не одним малышом раньше начинает расти живот, раньше ухудшается самочувствие и состояние, им просто в 2-3 раза тяжелее носить своих детей. После известия о том, что женщина ожидает двойню, ей заранее стоит подготовиться к тому, что это будет очень непросто. Очень часто у таких беременных развивается железодефицитная анемия. Избежать малоприятных последствий такого состояния помогут двойные дозы препаратов железа, которые назначит врач с первого же триместра беременности.

При многоплодной беременности чаще развивается тяжелый токсикоз на ранних сроках, который может потребовать госпитализации и лечения в условиях стационара. В 5 раз повышен риск тяжелых гестозов вот втором-третьем триместре беременности. В 4 раза повышен риск формирования аномалий плаценты – ее предлежания или частичного предлежания, что сделает невозможным естественные роды, дети появятся на свет путем кесарева сечения.

Если дети питаются от одной плаценты (монохориальные близнецы), то есть высокие риски преждевременного старения плаценты. «Детское место» быстрее вырабатывает свой ресурс. Такое осложнение угрожает состоянием внутриутробной гипоксии для детей, задержкой развития и даже внутриутробной гибелью. Есть риск неправильного предлежания плодов. Особенно опасным считается тазовое или поперечное предлежание того из детей, который ближе расположен к выходу из матки. В этом случае тоже рожать придется путем кесарева сечения на операционном столе.

Риск преждевременных родов очень высок, почти половина многоплодных беременностей заканчивается значительно раньше срока.

Матка растет в два раза быстрее, первые шевеления ощущаются раньше, но уже в конце второго триместра матка чрезмерно растянута, что приводит к возникновению самых разных болевых ощущений.

Нагрузка на все системы женского организма при многоплодной беременности высока. А потому в любой момент могут обостриться старые, хронические болезни, о существовании которых, возможно, женщина давно позабыла. Наиболее часто обостряются болезни сердца и сосудов, почек и печени. В несколько раз повышаются риски геморроя, варикозного расширения вен, гипертонии.

Характер выделений при многоплодной беременности мало чем отличается от выделений при одноплодной беременности, в этом пункте искать существенные отличия не стоит.

Ведение беременности

У акушеров-гинекологов существуют особые инструкции по ведению многоплодной беременности, ведь риски при ней действительно высоки и опасность нисколько не преувеличена.

Женщине, которая вынашивает несколько плодов придется чаще посещать своего доктора. Состояние такой беременной нуждается в более частом мониторинге. Важно все – и прибавка в весе, и появление отеков, и анализы мочи. Особое внимание будет уделено профилактике гестозов. Женщине несколько раз за срок вынашивания придется делать коагулограмму – особый анализ крови, который показывает факторы ее свертываемости, чаще сдавать общий анализ крови для раннего выявления изменений концентрации гемоглобина.

С первого же триместра будущая мама двоих или троих детей получит все рекомендации по правильному питанию, по уровню физической активности. Многоплодие считается веским основанием для ограничения физической активности уже со второго триместра, чтобы снизить риски преждевременных родов.

В 20 недель будет обследовано состояние шейки матки, чтобы исключить ее преждевременное укорочение, истмико-цервикальную недостаточность, ведь давление плодов на внутренний зев шейки в два раза выше.

С 29-30 недель беременным несколькими плодами назначается еженедельное КТГ. Кардиотографическое исследование (нестрессовый тест) даст богатую пищу для раздумий врачу – как чувствуют себя малыши, нет ли признаков гипоксии, достаточно ли хорошо развита их вегетативная нервная система. При любых сомнениях будут проводить УЗИ с допплером (допплерография), чтобы оценить характер и скорость кровотока в пуповинах каждого плода, состояние плацент (или плаценты, если она одна на двоих).

Женщине стоит заранее морально приготовиться к тому, что в любой непонятной ситуации, при ухудшении показателей анализов ее будут госпитализировать в стационар. Под врачебным наблюдением шансы, что с детьми и их мамой будет все в порядке, всегда заметно выше.

Клинические рекомендации Минздрава России указывают на то, что при многоплодной беременности нежелательным является вынашивание до 40 недель. А потому, если роды сами не начнутся до 37 полных недель, когда дети будут считаться полностью доношенными, рекомендовано госпитализировать беременную и стимулировать роды.

Если есть показания к кесареву сечению, его рекомендуется проводить на 37-38 неделе беременности, тогда как при одноплодной беременности – в 39 полных недель. При однояйцевых близнецах в одном плодном пузыре сроки операции – 33-34 недели, поскольку есть высокие риски перекрута пуповины, а при тройне рекомендуется проводить операцию кесарева сечения в 34 полных недели.

Решение в пользу кесарева сечения обычно принимается, если:

  • в ходе беременности были осложнения, есть гестоз, патологическая прибавка веса, отеки;
  • предлежание первого плода не головное, а любое другое;
  • двойня не просто монохориальная (имеющая одну на двоих плаценту), но и моноамниотическая (один плодный пузырь на двоих);
  • предлежание плаценты;
  • наличие хронических заболеваний у матери, при которых естественные роды могут иметь неблагоприятные прогнозы;
  • беременность, наступившая в результате цикла ЭКО.

Многие интересуются, возможны ли естественные роды при многоплодии. Да, они вполне возможны, и многие мамочки успешно рожают своих малюток через физиологические родовые пути. Но тем, кому предстоят естественные роды, следует знать, что у каждой третьей роженицы околоплодные воды изливаются преждевременно, при этом довольно часто в половые пути выпадают петли пуповины, конечности малышей. К другим возможным осложнениям родов следует отнести риск слабости родовых сил, которая возникает из-за того, что стенки матки критично перерастянуты.

Период изгнания первого из детей обычно замедляется вплоть до затяжных родов, что опасно острой гипоксией плодов, гибелью малышей или их инвалидизацией.

Если роды преждевременные, то часто они протекают стремительно, что чревато родовыми травмами и разрывами промежности, шейки матки.

Самым опасным считается такое осложнение, как преждевременное отхождение плаценты после рождения первого ребенка. Если такое происходит, второй малыш может испытать острую гипоксию, которая способна убить его или нанести непоправимый ущерб состоянию его головного мозга.

В течение всего родового процесса врачи внимательно следят за состоянием сердцебиения плодов при помощи КТГ. В любой момент будет готова эпидуральная анестезия, препараты, стимулирующие схватки, если родовые силы ослабнут. Современные акушеры всегда перестраховываются, и пока роженица находится в стадии схваток, готовят операционную и хирургическую бригаду на случай, если возникнут осложнения и придется делать экстренное кесарево сечение – при многоплодных родах такая необходимость действительно возникает нередко.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

  1. Losos, Jonathan B.; Raven, Peter H.; Johnson, George B.; Singer, Susan R. Biology. New York: McGraw-Hill. pp. 1207-1209.
  2. Campbell N. A., Reece J. B., Urry L. A. e. a. Biology. 9th ed. — Benjamin Cummings, 2011. — p. 1263
  3. Ткаченко Б. И., Брин В. Б., Захаров Ю. М., Недоспасов В. О., Пятин В. Ф. Физиология человека. Compendium / Под ред. Б. И. Ткаченко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 496 с.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Овуляция

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • События (112)
  • Разное (76)
  • Тесты (58)
  • Размышления (52)
  • Мои стихи (30)
  • Психология (15)
  • жизненное (13)
  • Мое творчество (9)
  • Мои рисунки (и коллажики. ))) (9)
  • Моя книга афоризмов (8)
  • Любимые стихи (6)
  • аниме (4)
  • косплей (4)
  • Бред (3)

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Близнецы (Часть 3. Особенности внутриутробного развития)

Понедельник, 16 Февраля 2009 г. 22:14 + в цитатник

Часть 3. Особенности внутриутробного развития

Развитие дизиготных близнецов начинается с одновременного оплодотворения нескольких яйцеклеток. Потом эти оплодотворенные клетки, как и полагается им, делятся, попадают в матку. Оплодотворённые яйцеклетки развиваются независимо друг от друга. После имплантации у каждого эмбриона образуются свой амнион и свой хорион, в дальнейшем каждый близнец имеет свою плаценту, системы кровообращения раздельны. Если имплантация яйцеклеток произошла вдали друг от друга, края плацент не соприкасаются; каждый эмбрион, кроме хориона и амниона, имеет свою капсульную оболочку (decidua capsularis). При имплантации на близком расстоянии эмбрионы имеют общую децидуальную оболочку. Края обеих плацент соприкасаются. Перегородка между двумя плодными мешками состоит из четырёх оболочек: двух водных и двух ворсистых. Каждая плацента имеет самостоятельную сосудистую сеть. Иногда между сосудами плацент образуются анастомозы, что может быть причиной неравномерного кровоснабжения близнецов и неодинакового их развития.

Схема зачатия монозиготных близнецов вполне стандартна : одна яйцеклетка плюс один сперматозоид. Но скоро после обычного таинства происходит еще одно, совсем загадочное: зародыш, уже прошедший определенные этапы формирования, вдруг расщепляется на две абсолютно идентичные половинки. Что заставляет мбрион создавать свою копию? Почему происходит такое расщепление, объяснить пока не может никто. Это таинство зарождения двух жизней.

Если расщепление случилось в первые пять дней после зачатия, то развитие обоих плодов происходит подобно тому, как оно идет у двуяйцовых близнецов – у каждого своя плацента и т.д. Если расщепление произошло на пятый – седьмой день, то плацента на двоих одна и сходство у детей будет полным. Плохо, если плод расщепился на 13-й день: половинки уже большие и занимают так много места, что начинают понемногу сращиваться. Это будущие сиамские близнецы.

Монозиготные близнецы могут иметь собственную плаценту , хорион и омнион, одну общую плаценту и собственный хорион и омнион, общую плаценту и хорион, но разные омнионы, общую плаценту, хорион и омнион.

Существует еще интересный феномен, который был назван “синдромом исчезающего близнеца”.Перинатальная смертность однояйцовых близнецов в восемь раз выше, чем у одного ребенка, и в четыре раза выше, чем у разнояйцовых. В 50% случаев двуплодные беременности один из плодов потеряется главным образом в первом триместре. Обследование, проведенное при помощи ультразвука, показывает, что к пятому месяцу беременности в 70 процентах случаев от двух эмбрионов остается только один. По-видимому, многие “одиночные” дети зарождаются как близнецы. Это может подтвердить предположение, что смутная тоска по некоему “двойнику”, которую испытывают многие дети, имеет под собой определенную биологическую основу. Доктор Луис Кейт, гинеколог из Чикаго, считает, что двойное зачатие имеет место не менее чем в 20 процентах случаев, а вовсе не в 1 из 90, как о том можно судить по статистике рождаемости. Но к пятому месяцу беременности «клон» эмбриона как бы рассасывается, уничтожается внутри матки. Иногда это рассасывание происходит не до конца. Именно этим и объясняется обнаружение у некоторых людей во время операции «лишних деталей». Например, у оператора станции техобслуживания в Айдахо Ника Хилла при трепанации черепа нашли нерастворившиеся остатки костей, кожи и волос его близнеца, у Эмили Роллсон – кисту с неразвившимися частями скелета и зубами нерожденной сестры, у многих людей, считавших, что они никогда не имели брата или сестру, обнаруживали подобные кистоидные включения. Это все следы «растворившихся детей», которые не полностью исчезли во время беременности.

Врачи пришли к выводу, что уничтожение одного из близнецов происходит двумя способами: либо плацента эмбриона бесследно поглощается организмом матери, либо второй эмбрион поглощается наиболее сильным соперником. В первом случае на свет рождается один здоровый малыш. Во втором – в организме выжившего ребенка долгие годы могут храниться зародышевые «остатки». Этот факт ученые назвали эмбриональным каннибализмом. Во время вынашивания сильный эмбрион «захватывает» и поглощает менее жизнеспособного соседа. Кто-то из эмбриологов назвал этот акт «поедания» формирующегося младенца рудиментарным инстинктом борьбы за существование.

Известно, что в природе рождение крупными млекопитающими нескольких детей снижает способность вида к выживанию (велика вероятность неудачных родов, осложнено выращивание молодняка, не хватает корма и т. п.). Природа включает этот механизм формирования двоен и троен только в пиковых ситуациях. Однако вполне вероятно, что изначально на генетическом уровне заложено формирование нескольких эмбрионов, но на поздних этапах беременности включается «защитный» механизм – и лишние дети рассасываются, не родившись. Иными словами: все или почти все люди изначально имеют собственных клонов. Только в одних случаях эти клоны поглощаются до родов, а в других – благополучно донашиваются, и тогда рождаются близнецы. Существуют и жизнеспособные эмбрионы, которые сращиваются на стадии вынашивания, это – сиамские близнецы. Они появляются в результате позднего разделения монозиготных эмбрионов. В одних случаях, если не образовалась единая кровеносная система, удается их разделить, в других, когда сращивание зашло слишком далеко, это невозможно. Но рождение таких детей – сигнал, что во время беременности процесс пошел неправильно. А обычно при многоплодии рождаются нормальные дети без каких бы то ни было дефектов.

Однако, у близнецов наблюдается более частое присутствие врожденных аномалий. По сравнению с одиночнорождеными детьми. Сообщается, что частота врожденных заболеваний сердца в пять раз выше у однояйцовых близнецов, чем у разнояйцовых, равно как и заячья губа или волчья пасть. Так же более часто встречаются патологическое закрытие пищевода, синдромы Клинефельтера и Тернера.

Среди разнояйцовых близнецов несколько чаще встречаются опухоль Вильмса, медуллобластома, ретинобластома и лейкемия. Если один из близнецов имеет из вышеупомянутых заболеваний, оно, вероятно, и у второго.

При двуплодных беременностях в шестнадцать раз чаще наблюдается гидромнион, чем при одноплодных беременностях, более часты токсемия, плацентарная недостаточность, предродовые кровотечения, пролапс пуповины, ненормальные роды, преждевременные роды и маточная инертность; все это может быть факторами плохого прогнозирования близнецов. Беременность нашей мамы протекала без осложнений. Более того, меньший из близнецов подвержен гипогликемии в периоде новорожденности, и это может быть причиной его более низкого среднего индекса интеллекта. Различия в размере близнецов, вероятно, связаны с размером плаценты. Монозиготные близнецы более склонны иметь внутриутробное замедление роста, дискоординацию веса рождения и врожденное неполное формирование, чем однополые разнояйцовые и разнополые двойняшки. Причина может заключаться в неправильном процессе, ответственном за образование однояйцовых близнецов.

Близнецы при вторых родах более подвержены риску, чем при первых родах. При изучении 80 близнецов было обнаружено, что рожденные от второй беременности чаще подвергаются травмам и гипоксии, имеют газы в пупочной венозной и артериальной крови, ее кислое значение.

Синдром трансфузии у близнецов стал предметом нескольких статей. При этом синдроме кровь одного близнеца перетекает к другому, и в итоге один рождается полнокровным, а второй – обескровленным. Синдром проявляется только у монозиготных близнецов. Сообщается о проявлении синдрома в 19 случаях из 130 (14-15%) монохорионических двуплодных беременностей. МЗ близнецы могут получать повреждения мозга в утробе. При рождении монозиготные близнецы подвергаются опасности из-за потери крови, но полнокровные близнецы подвергаются большему риску из-за опасности тромбоза гипербилирубиноемии. Когда имеется большое различие в весе близнецов, «донор» крови меньше, чем «реципиент»: различие в росте и развитии могут сохраняться.

Известно, что в природе рождение крупными млекопитающими нескольких детей снижает способность вида к выживанию (велика вероятность неудачных родов, осложнено выращивание молодняка, не хватает корма и т. п.). Природа включает этот механизм формирования двоен и троен только в пиковых ситуациях. Однако вполне вероятно, что изначально на генетическом уровне заложено формирование нескольких эмбрионов, но на поздних этапах беременности включается «защитный» механизм – и лишние дети рассасываются, не родившись. Иными словами: все или почти все люди изначально имеют собственных клонов. Только в одних случаях эти клоны поглощаются до родов, а в других – благополучно донашиваются, и тогда рождаются близнецы. Существуют и жизнеспособные эмбрионы, которые сращиваются на стадии вынашивания, это – сиамские близнецы. Они появляются в результате позднего разделения монозиготных эмбрионов. В одних случаях, если не образовалась единая кровеносная система, удается их разделить, в других, когда сращивание зашло слишком далеко, это невозможно. Но рождение таких детей – сигнал, что во время беременности процесс пошел неправильно. А обычно при многоплодии рождаются нормальные дети без каких бы то ни было дефектов.

http://www.syl.ru/article/171141/new_embrionalnyiy-period-razvitiya-etapyi-i-stadii-embrionalnogo-periodahttp://mama.ru/articles/kak-poyavlyautsya-bliznecy/http://o-krohe.ru/beremennost/mnogoplodnaya/http://www.liveinternet.ru/users/korel1577/post96390494/

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Ведение беременности и роды — будь мамой круглый день