Когда появляется связь между матерью и плодом

Девочки всем привет, как обычно делюсь с Вами своими советами и опытом молодой мамы, хочу рассказать о Когда появляется связь между матерью и плодом. Возможно некоторые детали могут отличаться, как это было у Вас. Всегда необходимо консультироваться у специалистов. Естетсвенно на обычные вопросы, обычно можно быстро найти профессиональный ответ на сайте. Пишите свои комменты и замечания, совместными усилиями улучшим и дополним, так чтобы все поняли как разобраться в том или ином вопросе.

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Вы соблюдаете назначения врача?
Да, они долго учились и многое знают.
48.03%
Нет, только советы бывалых мам.
14.47%
Соблюдаю, но думаю перед тем как принимать что либо.
37.5%
Проголосовало: 152

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.
Читайте также:  Гомеопотические Успокоительные Капли Для Ребенка 1.5 Года

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Когда эмбрион связывается с организмом матери?

Скажите, пожалуйста, кто знает — когда эмбрион связывается с организмом матери? Через 1-2 недели?

У меня прикрепился на 30дц, то бишь аж на 18 день после овульки

Пупочный канатик формируется на 4-ой неделе беременности (т.е. 2 недели эмбриону).

то есть, первые недели беременности по сути-это даже не беременность?)

Просто эмбриончик ещё питается за счет собственных ресурсов и той крови, котрая вышла бы если бы беременность не наступила. Яйцеклетка уже прикрепилась к матке, а позже проростает пупочный канатик.

то есть, первые недели беременности по сути-это даже не беременность?)

Взаимодействие развивающегося организма с материнским

На самых ранних стадиях своего развития зародыш питается за счет окружающих его остатков клеток или за счет жидкости маточной трубы. Первые кровеносные сосуды, которые образуются в зародыше, предназначены для подачи питательных веществ из желточного мешка. У человека этот источник питания играет незначительную роль. Начиная со 2-й недели развития, кровеносные сосуды плода, проникая в хориальные ворсины, приходят в тесное соприкосновение с материнской кровью. С этого момента, благодаря специально обеспечивающему это соприкосновение раз витию плаценты, весь рост плода происходит за счет питательных веществ материнской крови.

У вполне сформированного плода кровь приносится от плода к плаценте пупочными артериями и возвращается обратно по пупочной вене. Между материнским и зародышевым кругом кровообращения нет прямого сообщения. Плацента служит для плода органом дыхания, питания и выделения. Так, пупочная артерия приносит к плаценте темную венозную кровь, которая в этом органе отдает СО2 и поглощает О2, в силу чего кровь пупочной вены имеет артериальный цвет. Однако потребность плода в кислороде невелика. Плод защищен от всякой потери тепла, движения его вялы и большую часть времени вовсе отсутствуют, поэтому окислительные процессы в организме плода обеспечивают лишь построение развивающихся тканей. Зато плод нуждается в обильной доставке питательных веществ, которые он получает при помощи плацентарного кровообращения из материнской крови в той форме, которая наиболее приспособлена к потребностям плода.

Плацента обладает селективной проницаемостью, но только в отношении пищевых веществ и гормонов, которые являются физиологическими и в нормальных условиях переходят от матери к плоду и обратно. В плаценте существуют механизмы активного и пассивного транспорта. Барьерная функция плаценты достаточно относительна, так как при нарушении структуры и функции плаценты к плоду начинают проникать не только пищевые, но и вредные химические вещества, а также вирусы, бактерии и паразиты.

Изменения в деятельности органов и систем беременной направлены на достижение двух целей: во-первых, обеспечение адекватного роста плода, увеличения матки и оптимальной динамики всех других необходимых для поддержания беременности изменений в половой сфере и, во-вторых, обеспечение организма плода необходимыми питательными веществами и кислородом в нужном объеме.

Плодоматеринские отношения. Взаимодействие организма матери и организма плода обеспечивается нейрогуморальными факторами. При этом в обоих организмах различают рецепторные (воспринимающие информацию), регуляторные (осуществляющие ее переработку) и исполнительные механизмы.

Рецепторные механизмы организма матери расположены в матке в виде чувствительных нервных окончаний, которые первыми воспринимают информацию о состоянии развивающегося плода. В эндометрии находятся хемо-, механо- и терморецепторы, а в кровеносных сосудах — барорецепторы. Рецепторные нервные окончания свободного типа особенно многочисленны в стенках маточной вены и децидуальной оболочке в области прикрепления плаценты. Раздражение рецепторов матки вызывает изменения интенсивности дыхания, уровня кровяного давления в организме матери, направленные на обеспечение нормальных условий для развивающегося плода. Регуляторные механизмы организма матери включают отделы ЦНС (височная доля мозга, гипоталамус, мезенцефальный отдел ретикулярной формации), а также эндокринную систему. Важную регуляторную функцию выполняют гормоны — половые, тироксин, кортикостероиды, инсулин и др. Так, во время беременности происходит усиление активности коркового вещества надпочечников матери, в результате повышается выработка кортикостероидов, которые участвуют в регуляции метаболизма плода. В плаценте вырабатывается хорионический гонадотропин, стимулирующий образование адренокортикотропного гормона гипофиза. Регуляторные нейроэндокринные аппараты матери обеспечивают сохранение беременности, а также необходимый уровень функционирования сердца, сосудов кроветворных органов, печени и оптимальный уровень обмена веществ, газов в зависимости от потребности плода.

Рецепторные механизмы плода воспринимают сигналы об изменениях в организме матери или собственного гомеостаза. Они обнаружены в стенках пупочных артерий и вен, в устьях печеночных вен, в коже и кишечнике плода. Раздражение этих рецепторов приводит к изменению частоты сердцебиения плода, скорости кровотока в его сосудах, влияет на содержание глюкозы в крови и т. д.

Регуляторные нейрогуморальные механизмы организма плода формируются в процессе его развития. Первые двигательные реакции у плода появляются на 18—20-й неделе развития, что свидетельствует о созревании нервных центров. Дыхательные движения плода появляются в конце 11-й недели эмбриогенеза. Начало функционирования центральной эндокринной железы гипофиза отмечается на 13-й неделе развития. Синтез кортикостероидов в надпочечниках плода начинается с 8-й недели развития и увеличивается с его ростом. У плода усилен синтез инсулина, который необходим для обеспечения его роста, связанного с углеводным и энергетическим обменом. У новорожденных, родившихся от матерей, страдающих сахарным диабетом, наблюдаются увеличение массы тела и повышение продукции инсулина в островках поджелудочной железы.

Как уже указывалось, в обеспечении связей в системе мать — плод особо важную роль играет плацента, которая способна не только аккумулировать, но и синтезировать вещества, необходимые для развития плода. Плацента выполняет эндокринные функции, вырабатывая ряд гормонов: прогестерон, эстроген, хорионический гонадотропин, плацентарный лактоген и др. Через плаценту между матерью и плодом осуществляются гуморальные и нервные связи. Существуют также экстраплацентарные гуморальные связи через плодные оболочки и амниотическую жидкость. Гуморальный канал связи — самый обширный и информативный. Через него происходит поступление О2 и СО2, белков, углеводов, витаминов, электролитов, гормонов и антител

Важным компонентом гуморальных связей являются иммунологические связи, обеспечивающие поддержание иммунного гомеостаза в системе мать — плод. Несмотря на то что организм матери генетически чужероден по составу белков организму плода, иммунологического конфликта обычно не происходит. Это обеспечивается рядом механизмов, среди которых существенное значение имеют следующие:

1) синтезируемые синцитиотрофобластом белки, тормозящие иммунный ответ материнского организма;

2) хориональный гонадотропин и плацентарный лактоген, угнетающие деятельность материнских лимфоцитов;

3) иммуномаскирующее действие гликопротеинов перицеллюлярного фибриноида плаценты, заряженного так же, как и лимфо

циты омывающей крови (отрицательно);

4) протеолитические свойства трофобласта, способствующие инактивации чужеродных белков.

В иммунной защите принимают участие и амниотические воды, содержащие антитела, которые блокируют антигены А и В, свойственные крови беременной, и не допускают попадания их в кровь плода в случае иммунологически несовместимой беременности.

У вполне сформированного плода кровь приносится от плода к плаценте пупочными артериями и возвращается обратно по пупочной вене. Между материнским и зародышевым кругом кровообращения нет прямого сообщения. Плацента служит для плода органом дыхания, питания и выделения. Так, пупочная артерия приносит к плаценте темную венозную кровь, которая в этом органе отдает СО2 и поглощает О2, в силу чего кровь пупочной вены имеет артериальный цвет. Однако потребность плода в кислороде невелика. Плод защищен от всякой потери тепла, движения его вялы и большую часть времени вовсе отсутствуют, поэтому окислительные процессы в организме плода обеспечивают лишь построение развивающихся тканей. Зато плод нуждается в обильной доставке питательных веществ, которые он получает при помощи плацентарного кровообращения из материнской крови в той форме, которая наиболее приспособлена к потребностям плода.

Взаимодействие матери и плода в период беременности

В последние годы в изучении взаимоотношений матери и плода наступил заметный перелом. Это в первую очередь было связано с созданием нового научного и практического направления в медицине — перинатологии.

Однако, несмотря на успехи перинатологии, в литературе до сих пор нет точных физиологических определений и достаточно полных описаний самой системы «мать — плод», в результате чего каждый исследователь трактует этот термин по-своему. Более детально данная проблема была разработана Н.Л. Гармашевой, которая по праву может считаться пионером в области отечественных исследований функциональной системы «мать — плод». Многолетнее изучение взаимоотношений матери и плода дает и мне право внести свою лепту в разработку этой важной проблемы физиологии.

Успехи физиологической науки настоятельно требуют в настоящее время переоценки научных данных о взаимоотношениях матери и плода прежде всего с точки зрения концепции о функциональных системах [1]. Основой для такого подхода является представление о том, что система «мать — плод» является совокупностью двух самостоятельных организмов, объединенных общей целью, общим конечным результатом — обеспечением нормального развития плода. Именно результат деятельности является системообразующим фактором, он определяет структуру функциональной системы и количество включающихся в нее элементов.

Основным результатом нормально протекающей беременности является рождение жизнеспособного, здорового ребенка. Следовательно, вся деятельность организма женщины во время беременности направлена на обеспечение условий для нормального развития плода и реализации тех генетических потенций, которые заложены в оплодотворенной яйцеклетке, имплантированной в матку.

Дискуссию о значении внешних и внутренних факторов для патологии эмбрионального развития можно считать законченной. Многочисленные факты говорят о том, что нет никаких оснований считать их взаимно исключающими. В одних случаях патология развития может быть результатом неполноценности генетического аппарата зиготы, в других — обусловлена действием на нее различных повреждающих факторов внешней среды. Да и сами проявления наследственных аномалий зиготы во многом зависят от условий существования зародыша, то есть от внешних факторов, а мать по отношению к зародышу является именно такой внешней средой.

Если принять за полезный результат в системе «мать — плод» нормальное развитие зародыша, то в данном случае непременным условием реализации этого результата является оптимальное постоянство его среды, то есть такого состояния материнского организма, которое способно обеспечить необходимые условия для развития плода по генетическому плану. Но для нормального развития плода недостаточно только оптимума условий внешней среды. Внутренний гомеостаз тоже имеет немаловажное значение. Таким образом, нормальное развитие плода определяется постоянной координацией функций двух организмов: и матери, и плода, которая осуществляется в рамках возникающей во время беременности особой функциональной системы «мать — плод». По нашему представлению, эта система (ФСМП) состоит иэ двух подсистем, взаимодействующих друг с другом на разных уровнях: функциональной системы беременной, обеспечивающей условия для нормального развития плода (ФСМ), и функциональной системы плода, деятельность которой направлена на поддержание его нормального гомеостаза (ФСП) [9, c. 150-156].

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что генетически родители оказывают огромное влияние на развитие головного мозга своего ребенка. Однако, кроме этого, на умственные способности ребенка влияет и психоэмоциональное состояние женщины во время беременности. То есть мать и плод во время беременности являются как бы одним целым, и все факторы, влияющие на мать, определенным, пусть опосредованным, образом влияют и на ребенка.

Еще в древности японцы считали, что беременной женщине нужно больше смотреть на красивые вещи, чтобы ребенок имел врожденное чувство прекрасного. На Руси беременным запрещалось смотреть на уродов и калек, в противном случае считалось, что ребенок может родиться физически неполноценным. В последние годы ученые подтверждают важность дородового воздействия на плод, и сегодня никто не отрицает важность такой науки, как перинатальная психология.

Сегодня научно подтверждено, что воспоминания о рождении прочно закладываются в подсознании человека и могут оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Так родовые травмы могут быть источником болей, разлука с матерью сразу после рождения вызывать чувство пустоты и неудовлетворенности жизнью.

Воспоминания о родах не редкость у детей до трех-четырех лет. Это могут быть спонтанные вспышки воспоминаний, или воспоминания, вызванные под гипнозом. Причем отмечено, что если процесс родов проходил нормально, воспоминания появляются чаще, если же при родах были какие-либо проблемы, то процесс вспоминания происходит в несколько раз сложнее.

Читайте также:  Какие Должны Быть Ощущения На 6 День После Переноса Перенос 5 Дневного Эмбриона

Современные ученые не только доказали, что человек сознательно воспринимает момент своего рождения, но и то, что существует дородовая память. Это явление объясняет, почему новорожденный ребенок успокаивается, слыша мамин голос и ощущая ее запах. Отсюда проистекает и любовь младенцев к укачиванию на руках, которое является имитацией покачивания, которое плод постоянно испытывал в животе матери.

Во время беременности мать и плод неразрывно связаны друг с другом, плод не только потребляет питательные вещества, но и «впитывает» все материнские эмоции. На поздних сроках беременности женщина может заметить, что в моменты опасности ребенок затихает, а в моменты радости его активность возрастает. Стрессы, испытываемые женщиной во время беременности, вызывают выброс адреналина и в кровь матери, и в кровь ребенка. Соответственно, любая стрессовая ситуация потенциально опасна для здоровья будущего ребенка. Конечно, единичный стрессовый случай не должен отразиться на ребенке, но постоянное воздействие стресса неминуемо окажет негативное влияние на плод.

Сознательная память плода развивается уже к шестому месяцу беременности. В это время кора головного мозга развита настолько, что может понимать и запоминать определенные «события». Именно на этих открытиях основаны все методики дородового воздействия на ребенка: прослушивание музыки, пение колыбельных, чтение стихов и сказок. Доказано, что чем больше мать разговаривает с ребенком еще до его рождения, тем сильнее будет их взаимопонимание в будущем.

Пренатальная взаимосвязь «мать и плод» очень важна для гармоничного психического и физического развития ребенка [13, c. 48-49].

Всем известно, что настроение беременной женщины переменчиво. В короткий отрезок времени оно может несколько раз меняться на противоположное: от яркой радости до горькой грусти. И, конечно же, все девять месяцев беременности вряд ли удастся провести только в состоянии нирваны с благостной улыбкой на губах, скорее всего, будут и печаль, и легкое раздражение и пр. Но все же подобные состояния надо отличать от эмоционального стресса (стресс — обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия), о котором в основном и пойдет далее речь, как примере негативного фактора.

Прежде чем мы будем рассматривать взаимодействие эмоционального состояния и течения беременности, родов и последующего развития личности ребенка, хотелось бы ответить на вопрос, который, возможно, появился у Вас сейчас. А, собственно, почему мы вообще можем говорить о какой-то связи между эмоциями и тем, что происходит в животе у женщины, и уж тем более, потом, в душе и сознании ребенка?!

О связи души и тела заговорили еще во времена античности, если не раньше. И с тех пор эта проблема терзает умы исследователей различных наук, больше конечно врачей и психологов. В результате разнообразных и многочисленных исследований врачами и психологами в течение многих лет было выявлено, наличие качества эмоциональной связи, которая существует между матерью и ребенком. Любовь, с которой мама вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним — все это оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни [1, c. 35-38].

В 1960-е гг. известный педиатр Иеронимо де Могарас провел исследование, результаты которого очень интересны. Он изучал три группы матерей. Первую группу составили те, кто во время беременности испытывал страх за ее исход, так как прошлые беременности закончились неудачно. Ко второй группе принадлежали женщины, отрицательно относившиеся к будущему младенцу, главным образом потому, что беременность наступила вопреки их желанию. Женщины третьей группы — те, кто хотел ребенка; период беременности проходил у них без отклонений, свойственных первой и второй группам. И дети их росли здоровыми. Младенцы же двух других групп матерей оказались очень беспокойными, плохо спали и ели. Некоторые из них подолгу надрывно кричали, создавая в доме весьма нервозную обстановку. Ранний возраст их отличался невротическими отклонениями. Конечно, было бы неправильно объяснять это только следствием того или иного отношения матери к будущему ребенку; тут может быть комплекс причин. Однако фактор родительского настроя никак нельзя сбрасывать со счетов [9, c. 150].

Также давно известно, что человек сохраняет в своем подсознании информацию о событиях, происходящих с матерью во время беременности, о процессе родов, о манипуляциях врачей осуществляемых ими в первые минуты жизни ребенка. Откуда это известно?

Извлечь воспоминания из нашего подсознания можно посредством различных методов погружающих человека в трансовое состояние (измененное состояние сознания). Это очень серьезный процесс, осуществление которого возможно только при помощи специалиста — психотерапевта, который владеет навыками трансперсональной психотерапии. Находясь в измененном состоянии сознания, человек может заново пережить свой перинатальный опыт (опыт внутриутробного развития и рождения). Как показывает практика, некоторые проблемы в жизни человека, страдания, связаны именно с его негативным перинатальным опытом. Например, переживанием собственной родовой травмы или памятью о том, что мама не хотела его появления на свет.

В настоящее время каждый из нас, если захочет, может пройти «тренинг рождения» — т.е. обратиться к своему перинатальному опыту и прожить еще раз весь свой путь появления на свет.

Так же в свое время шведский фотограф и исследователь Леннарт Нильсон заснял на кинопленку особенности поведения плода с помощью микрокамеры с широкоугольной оптикой, не вредя ни плоду, ни матери. Он создал удивительный цветной фильм. Кадры этого фильма рассказывают, как реагирует пятимесячный плод на изменения, происходящие в организме матери и в окружающем мире. Оказывается, он уже реагирует на громкие крики, ослабляя или усиливая двигательную активность. Можно даже предположить, что плод способен пугаться и сердиться. Он очень чутко реагирует на настроение матери. В книге известного исследователя А.И. Брусиловского «Жизнь до рождения» приведена выдержка из дневника Л. Нильсона, в которой утверждается, что человек внутриутробно проявляет свой дурной или хороший нрав. Он уже слышит громкие крики из шумного мира, в котором живет его мать, по-своему их пугается или, напротив, если характер у него агрессивный, сердится и грозит. Он уже чутко реагирует на мамины настроения и, по-видимому, на ее нежные слова и ласки. Тысячи сделанных снимков зафиксировали ту необычайно «насыщенную» жизнь, которую ведет младенец в утробе. Он гримасничает, сосет палец, открывает глаза, двигается, улыбается. Многие реакции его связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты [7].

Рассуждая на вышеизложенные темы, признавая, что есть зависимость между эмоциональным состоянием беременной женщины и ребенком (плодом), мы необратимо подходим к тому, что хроническое негативное эмоциональное состояние мамы, яркие сильные стрессовые ситуации неблаготворно влияют на плод (ребенка). Мать — это первая вселенная ребенка, его «живая основа» как с материальной, так и с психической точки зрения. Мать — посредник между внешним миром и ребенком. Будущий человечек в материнской утробе улавливает все переживания, ощущения и мысли мамы, делая на подсознании выводы о том, какой мир: хороший или плохой? Агрессивно ли он ко мне настроен или примет тепло и спокойно? Если мама уверена в себе, не тревожится по каждому пустяку, значит я в безопасности, мне нечего бояться! Меня принимают, ждут и любят таким, какой я есть. Примерно такой монолог мог бы быть произнесен будущим ребенком, если бы он умел говорить.

«Картинку» ощущений нежелающей ребенка матери, находящейся вечно в состоянии неудовлетворенности жизнью, обстоятельствами ее развития, хронически нервничающую, подробно я описывать не будем.

Существуют, конечно же, просто сложные, трагичные жизненные обстоятельства, которые могут сопровождать беременность женщины: утрата и потеря близких, развод и расставания, да многое, что может быть. В таких ситуациях состояние стресса это естественная реакция и иногда обращение за консультацией психолога или психотерапевта — реальная помощь, первые шаги в избавлении или облегчении негативного состояния, боли и страданий.

Специалисты выделяют внутриутробную гипоксию, нарушения плацентарного кровообращения, аномалии родовых сил и течения родов, как последсвтия эмоционального стресса во время беременности. (А.О. Сырина, Г. Дик-Рид и др.). Так же можно добавить в список: угроза выкидыша, пролонгированные (длительные) или преждевременные роды, отсутствие крика при рождении у ребенка. Из выше сказанного, мы еще раз подводим итог, что негативное эмоциональное состояние оказывает неблагоприятное воздействие на течение беременности и, как следствие, на течение родов. Кстати, есть мнение, что это неблагоприятное влияние дифференцированно в зависимости от пола ребенка, т.е. будут наблюдаться разные последствия эмоционального стресса у мальчиков и девочек.

И самое исчерпывающее доказательство связи эмоционального состояния и течения беременности, родов и последующего развития ребенка это физиологический подход к данной проблеме. В 1925 г. Американский психолог и биолог У. Кэннон доказал, что при всех острых и хронических переживаниях в кровь матери выбрасываются (или поддерживаются на постоянном уровне) «гормоны беспокойства» — катехоламины, достигающие без каких-либо препятствий плода через общую с матерью кровеносную систему [24, c. 177-178].

Поскольку у плода практически отсутствует система нейтрализации «гормонов беспокойства» и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в амниотической жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. Соответственно увеличению количества околоплодной жидкости во второй половине беременности увеличивается и количество находящихся в ней катехоламинов или их биологических последователей. При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности насыщается соответствующими гормонами. Одновременно ребенок испытывает все больший недостаток кислорода, из-за сужения под влиянием «гормонов беспокойства» сосудов, кровь которых доставляет кислород тканям плода, в том числе и нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения повышенную чувствительность к духоте, запахам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состояний. Сами же катехоламины приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования (Абрамченко В.В., Коваленко Н.П., 2004 г.)

Подводя итоги, хотелось бы добавить, что, несмотря на все невзгоды, главное желать появления на свет своего ребенка. Ждать его и ничего от него не требовать. Не приписывать ему заранее титул «исполнителя» материнских нереализованных желаний и стремлений. Ему не надо завоевывать право быть в этой жизни, он его автоматически получает, просто рождаясь, и он не должен «отрабатывать» это потом, будучи вечно обязанным нам — родителям, будущим или настоящим. Мы подарили (подарим) жизнь человеку, и любим его просто так, ведь он родился…

В настоящее время каждый из нас, если захочет, может пройти «тренинг рождения» — т.е. обратиться к своему перинатальному опыту и прожить еще раз весь свой путь появления на свет.

Связь матери и малыша: мифы, реальность, внутренние убеждения

Что определяет связь матери с малышом?

Желанный или нежеланный

На мой взгляд, важнейший фактор возникновения, начала связи матери и ребенка — его желанность. Бывает так, что и беременности еще нет, но женщина мечтает, грезит о ребенке, как бы предчувствует его. И если беременность наступает, в этой ситуации все со связью должно быть легко, особенно в первые месяцы жизни малыша.

Правда, возможны и артефакты — из-за того, что малыш слишком любим и желанен с самого начала, ценность его для женщины и для пары огромна, возникает слишком сильная, тревожная привязанность. А тревога ослабляет связь.

С ребенком, который изначально не был желанным, связь установить сложнее. Тут может мешать и материнское чувство вины («я тебя не хотела, я перед тобой виновата») , и другие осложняющие ситуацию семейные обстоятельства. Например, непринятие брака или ребенка родственниками.

Но вообще-то связь мамы и малыша — явление парадоксальное. Обстоятельства жизни могут быть очень тяжелы, а связь и любовь к ребенку невероятно сильная. Такие истории известны нам от бабушек про военное и трудное время. Такие истории есть и сейчас, и у многих найдется что рассказать – не про себя, так про знакомых или родственников.

Связь с ребенком во время беременности

9 месяцев беременности — прекрасное время, чтобы настроиться на малыша и попробовать наладить с ним связь. В первом триместре это не для всех просто, потому то самочувствие женщины может быть весьма посредственным. Психологи считают важным , чтобы женщина приняла факт беременности и начала ей радоваться до 12-16 недель. Тогда это не помешает ребенку развиваться, а связи налаживаться.

Читайте также:  Ложные схватки при беременности на 40 неделе почему бывают

Для второго триместра беременности показатель нормальной связи то, то женщина начинает относиться к своему состоянию как к хорошему, комфортному. Первые толчки малыша ощущаются на в 17-20 недель, и с того момента как будущая мама начала их хорошо различать, возможен качественно новый уровень связи — контакт на телесном уровне.

Есть любимая игра, которую как колесо открывает почти каждая беременная: если положить руку а живот, малыш туда ударит ножкой. Для мамы это необыкновенная радость и первое понимание того , что внутри тебя отдельный живой человек.

Рекомендации:
читайте больше литературы про развитие беременности, чтобы хорошо представлять себе, что и когда у малыша развивается.
посещайте специальные занятия для беременных вместе с отцом ребенка, получая информацию, как максимально мягко провести роды и первые недели жизни ребенка. Родительская грамотность поможет избежать ошибок.
не создавайте идеальный сценарий родов и идеальный образ будущего ребенка — это может очень помешать в принятии того, что произойдет реально.

Первые дни и недели жизни — бондинг

Прекрасная возможность для установления надежнейшей связи с новорожденным — это максимально ранний контакт с ним. Идеально, если это первые минуты и часы жизни. Но если почему-либо это невозможно, то для установления так называемого бондинга (от английского глагола to bond — связывать, соединять) есть целых 6 недель- то время, когда и малыш и мама максимально чувствительны друг к другу, настроены на сигналы друг от друга.

И если беременность переживалась как единство, то после родов стоит пробовать прийти к воссоединению на новом уровне.

«Золотые ключики» для установления бондинга:

  • Настрой на ранний контакт
  • Кормление грудью по требованию в первые недели жизни
  • Контакт кожа к коже
  • Спокойная обстановка и возможность присмотреться к малышу, настроиться на него
Может ли что-то помешать установлению этой связи?

В первую очередь несовпадение ожиданий матери и пола или внешности ребенка или же очень стрессовая обстановка в первые дни и недели после рождения малыша — главный фактор затруднений чувствования малыша матерью. Нужно постараться в первые дни и недели после родов создать для роженицы и новорожденного максимально комфортную, спокойную, уютную и защищенную обстановку.

Во время беременности , особенно первой, женщина нередко и не представляет себе, насколько такая обстановка — психологическая , бытовая, отношенческая окажется важна, когда малыш родится. Нужно постараться успеть «свить себе гнездо», чтобы спокойно провести в нем первые недели и месяцы жизни малыша.

Если обстановка благоприятная, связь возникает легче.

Если первые месяцы дались нелегко

Случается и так , что конец беременности и первые недели жизни ребенка сопровождаются большой тревогой матери и всех окружающих. И тут. Не до спокойной обстановки и не до специальных приемов для установления связи с малышом. А еще женщина может не догадываться, как важен настрой на ранний контакт, и прочитать или узнать об этом спустя несколько месяцев.

Потеряны ли возможности для установления надежной связи ? Конечно женет, потому что весь первый год это время, когда ребенок настроен на связь с матерью и открыт ей. А адаптативные возможности младенцев огромны. И бывает что даже после месяца и больше проведенного порознь из-за проблем со здоровьем, малыш и мама привязываются друг к другу буквально засчитанные дни, и связь эта очень крепка.

Важно только помнить про «золотые ключики».

Рекомендации на случай, когда с установлением связи были проблемы

  • Перестаньте ругать себя за упущенное время и потерянные возможности. Все можно исправить и наверстать, если вы не будете истощать себя чувством вины.
  • Постарайтесь, воспользовавшись профессиональной помощью наладить грудное вскармливание. Но если это не получится, помните — это не катастрофа. А вот материнская депрессия , возникшая от чувства собственной несостоятельности может принести много вреда.
  • Как можно больше держите малыша на руках, купайте его, ходите на прогулку со слингом.
  • Научитесь получать радость от телесного общения с малышом.
  • Подключите отца ребенка к ежедневному уходу. Старайтесь делать простые события вроде купания или массажа маленьким домашним праздником.
  • Найдите специалистов (педиатра, психолога, массажиста), которые будут поддерживать вас в первый год жизни.
  • Не мечитесь по разным докторам, выберите их заранее и внимательно и помните: «лошадей на переправе не меняют».
  • Находите новых знакомых родителей, которым тоже близка позиция тесной связи с малышом.
Что же за феномен – связь матери и ребенка?
  • Связь — это когда ты чувствуешь малыша без слов, и можешь сформулировать его желания или нежелания даже, когда он сам не умеет еще выразить их словами.
  • Связь — это когда на расстоянии (например в магазине) ты чувствуешь, что малыш проснулся, поскольку пришло молоко.
  • Связь с ребенком — это когда по тону его голоса или поведению ты понимаешь, что что-то произошло — хорошее и плохое.

Тут связь опержает знание. В связи матери и ребенка огромную роль играет интуиция и ваше доверие к ней.

Кормление грудью сквозь слезы

Нередко, особенно с первенцем , кормление грудью, считающееся естественным, и таким важным фактором для связи мамы и малыша идет совсем нелегко. Кормить хочется, но не получается.

В нашем мире осталось так мало всего естественного, что приходится учиться вещам, которые раньше получались сами собой: и роды, и кормление грудью, и первый год с первенцем становятся сейчас именно такими вещами.

Семейные традиции прерваны и появляются новые профессии: доула, консультант по грудному вскармливанию, перинатальный психолог, детский психолог. И учится молодая мама правильно кормить, пеленать , купать, утешать иногда буквально сквозь слезы.

Но это очень хорошо, что есть чему и у кого учиться. Потому то если грудное вскармливание не наладилось и малыша пришлось перевести на бутылочку, это потом всю жизнь может восприниматься как поражение. И связь мамы и младенца пострадает не от того, что он искуственник, а от чувства вины.

Связь — явление двустороннее

Качество связи сложно оценить снаружи. Связь бывает разная. А иногда кажется, что у этой пары мама-ребенок связи нет совсем. Она мало держит его на руках или мало целует, или не говорит о нем хороших вещей…Но потом что-то происходит и становится понятно, что все у этой мамы со связью хорошо, просто проявляется она не так как у вас, по-другому.

По внешним признакам, экспрессии и ласке сложно сделать вывод о наличии связи. Например, есть ли связь у мамы с малышом, который растет на руках круглосуточных нянь? Мама приходит его только искупать, бурно радуется, целует, говорит массу ласковых слов, а потом снова не видит ребенка сутки. Все эти бурные эмоциональные проявления — это связь или имитация любви? Не нам судить, потому что про отношения двоих знают только эти двое, будь то супруги или пара мама-ребенок.

Но уж с собой стоит быть честными. И если ваши семейные обстоятельства, личные качества, или особенности ребенка затрудняют образование связи , не оставляйте это так, примите меры!

Что можно делать для того, чтобы наладить связь?

  • Проводите с малышом как можно больше времени. Работа full-time не подходит для мамы маленького ребенка.
  • Не передоверяйте малыша больше чем на полдня помощникам
  • Старайтесь кормить ребенка грудью не меньше года и не больше двух лет
  • Вы не должны бояться остаться с ребенком один на один ,и легко справляться с режимными моментами
  • Не оставляйте малыша , когда он болеет
  • Длительные отъезды без ребенка не принесут ему вреда только, когда он станет старше 4 лет, а до этого лучше брать малыша с собой
  • Находите время играть с ребенком хотя бы 15-20 мин в день
«Духовная пуповина», связывающая маму и малыша

Говорят » материнское сердце -вещун», «молитва матери со дна моря достанет», «материнское благословение и в огне не тонет, и в воде не горит», «нету лучше дружка, чем родная матушка». Все эти пословицы о связи мамы и малыша, которой нет аналогов. И если у мамы может быть несколько деток, то у ребенка мама — одна.

Но только часто дети понимают уникальность этой связи и начинают ценить ее далеко не сразу , а где-то ближе к английскому совершеннолетию. И это нормально. Пока малыш растет по пуповине связи токи идут со стороны матери. Не зря говорят «при солнце тепло, а при матери — добро».

Правда и отдача от малыша начинается с первых недель жизни , с первой улыбки, с первого «мамочка , я люблю тебя».

Малыш растет – как меняется связь?

Пока ребенку не исполнится год , самый важный уровень связи для него телесный. Как говорят психологи , достижение первых 6 месяцев — безусловно-эмоциональное общение с матерью , главный результат первого года жизни ребенка — базовое доверие к миру, возникновение которого возможно только при условии, что есть базовое принятие малыша мамой и папой.

После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно, отношения пройдут через непростые времена — кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис.

Но уровень базового , возникший на первом году жизни поможет вам в проживании этим непростых этапов развития.

«Вне зоны доступа»

Очень важно не отвлечься от ребенка полностью, уйдя в работу, в построение новых отношений, в рождение еще одного ребенка. Важно не оказаться » вне зоны доступа», не стать эмоционально недоступной.

Конечно, короткие стрессовые моменты, когда на полноценное внимание к малышу у вас просто нет сил, бывают в жизни у каждого взрослого. Но старайтесь выходить на контакт с ребенком как только хотя бы немного справитесь с проблемой, и вы увидите, сколько тепла и поддержки можно получить от такого небольшого существа.

Рекомендации:

  • Старайтесь прочитать как можно больше разных книжек по воспитанию и уходу за ребенком, начиная с беременности. Пусть их авторами будут жители разных стран, представители различных времен. Старайтесь выделять из книжек то, что вам нравится; то , что подходит по стилю жизни вашей семье. Ваша точка зрения должна быть панорамной.
  • Обсуждайте прочитанное с отцом ребенка. Вы не должны замыкать все решения, связанные с его жизнью , воспитанием, развитием на себя. Ведь тогда отец не сможет ни быть активным участником с первых недель жизни, что очень важно для ребенка, ни вас поддерживать — а это крайне важно для отношений.
Мамино программирование ребенка

Когда связь между мамой и ребенком налаживается, она очень сильна. И материнские возможности влияния на малыша — сознательного и неосознаваемого — весьма велики. Есть русская поговорка «что будешь выкликать, то и откликнется». Она хорошо иллюстрирует возможности маминого программирования ребенка — на жизненную удачу или поражение, на силу или слабость.

Мама, держа ребенка на руках, вглядываясь в его черты лица не может не думать и не представлять , каким он будет, что его ожидает. И очень важно, что ваши мысли не были слишком тревожными, чтобы не создавалась отрицательная программа, которая может помешать ребенку найти себя в жизни и реализовать свой потенциал.

Связь мамы и малыша — сильнейшее средство. И важно как оно будет использовано — во благо или из эгоизма.

Всем ведь известны случаи, когда люди до сорока лет не женятся, опекая мамочку; или ситуации , когда вполне благополучные семьи рушились усилиями одной из мам…Нужно, чтобы ваша связь с ребенком, налаженная с первых дней его жизни, не помешала ему стать самостоятельным человеком.

Быть родителем — это дать ребенку жизнь, поставить его на ноги и отпустить…

Конечно, это будет совсем не скоро , лет через 18-20, и связь не прервется и тогда. Важно, чтобы ваша связь не стала «удавкой» когда малыш станет старше. Всему свое время.

Семейные традиции прерваны и появляются новые профессии: доула, консультант по грудному вскармливанию, перинатальный психолог, детский психолог. И учится молодая мама правильно кормить, пеленать , купать, утешать иногда буквально сквозь слезы.

http://m.baby.ru/blogs/post/169071679-140615714/http://megaobuchalka.ru/4/36611.htmlhttp://studwood.ru/642302/psihologiya/vzaimodeystvie_materi_ploda_period_beremennostihttp://emozen.ru/post/svjaz-materi-i-malysha-mify-realnost-vnutrennie-ubezhdenija

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Ведение беременности и роды — будь мамой круглый день