Леворукость и праворукость

Содержание

Девочки всем привет, как обычно делюсь с Вами своими советами и опытом молодой мамы, хочу рассказать о Леворукость и праворукость. Возможно некоторые детали могут отличаться, как это было у Вас. Всегда необходимо консультироваться у специалистов. Естетсвенно на обычные вопросы, обычно можно быстро найти профессиональный ответ на сайте. Пишите свои комменты и замечания, совместными усилиями улучшим и дополним, так чтобы все поняли как разобраться в том или ином вопросе.

Леворукость и праворукость
консультация (1 класс) на тему

Описание работы: данный материал «Леворукость и праворукость» можно использовать на родительском собрании в 1 классе, также будет полезен для родителей у которых леворукие дети. В докладе раскрыта теоритическая часть проблемы, и предлагается диагностика, вопросы и задания по определению ведущей руки. В виде памятки можно предложить «10 советов родителям леворукого ребенка».

Скачать:

Вложение Размер
ЛЕВОРУКОСТЬ И ПРАВОРУКОСТЬ Задачи: обсудить с родителями особенности обучения детей-левшей, определить причины проблем и возника 27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для родительского собрания: «ЛЕВОРУКОСТЬ И ПРАВОРУКОСТЬ»

Автор: Самусевич Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СШ №9» города Смоленска.

Описание работы: данный материал «Леворукость и праворукость» можно использовать на родительском собрании в 1 классе, также будет полезен для родителей у которых леворукие дети. В докладе раскрыта теоритическая часть проблемы, и предлагается диагностика, вопросы и задания по определению ведущей руки. В виде памятки можно предложить «10 советов родителям леворукого ребенка».

ЛЕВОРУКОСТЬ И ПРАВОРУКОСТЬ

Задачи: обсудить с родителями особенности обучения детей-левшей, определить причины проблем и возникающих трудностей, показать возможности в обучении при правильном воспитательном подходе, познакомить с правилами оборудования рабочего места.

Форма проведения: лекция

Вопросы для обсуждения: проблема семьи, имеющего ребенка-левшу; отличительные черты ребенка-левши и ребенка-правши; переучивание ребенка и связанные с этим проблемы; особенности письма детей-левшей

Подготовительная работа: исследование наличия в студии детей-левшей, мониторинг за последние годы обучения детей в студии; подготовка памяток для родителей по данной проблеме; анализ учебной деятельности леворуких детей.

1.Выступлениеучителя. Лекция по указанной теме с раскрытием ключевых вопросов.

Вы соблюдаете назначения врача?
Да, они долго учились и многое знают.
54.84%
Нет, только советы бывалых мам.
17.2%
Соблюдаю, но думаю перед тем как принимать что либо.
27.96%
Проголосовало: 93

2.Ознакомление со статистикой детской леворукости и успеваемости в классе.

3.Презентация выставки работ детей-левшей (демонстрация рисунков, поделок, рукоделия и т.п.)

4.Знакомство с биографией и творческими успехами выдающихся людей –левшей.

5.Ответы на вопросы по интересующим вопросам.

6.Просмотр видеоролика об организации рабочего места детей, особенности для леворуких.

7.Демонстрация дополнительной литературы по данной проблеме. Знакомство с памяткой по организации обучения детей-левшей.

Большинство родителей, заметив, что их ребенок рисует или пишет не правой, а левой рукой, проявляют беспокойство. На протяжении многих лет феномен леворукости привлекает и внимание различных специалистов. Зачастую родители задают себе множество вопросов. Почему их ребенок не такой, как все? Что делать? Исправлять или не исправлять? Почему он неохотно рисует и пишет? Как подготовить его к школе?

Ответы на все вопросы могут дать знания особенностей леворуких детей.

Леворукость веками была и остается загадкой притягивающей внимание и ждущей своего разрешения. Большая часть человечества – праворукие и только 5-12% из них леворукие. Но и праворукие и леворукие – это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие).

У человека существует функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Левый мозг (доминирует у правшей) оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. Правый мозг (доминирует у левшей) оперирует образами, «заведует» ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности — не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля.

Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость может быть скрытой, когда левша научился пользоваться главным образом правой рукой. Скрытую леворукость можно обнаружить по некоторым признакам:

  • кисть больше и ногти шире;
  • при переплетении пальцев обеих рук сверху ложится I палец левой, а не правой руки; по более развитой мимической мускулатуре слева;
  • по движению рук во время работы.

Ведущий глаз при леворукости — левый, что при службе в армии не допускает меткой стрельбы с правого плеча . Дети с леворукостью иногда начинают говорить несколько позже, чем следует, в остальном развиваются нормально и умственно и физически. Насильственное, с упреками и насмешками, «переучивание» ребенка-левши часто ведет к его нервозности, заиканию и т. п. Но писать правой рукой многие левши привыкают без особого труда.

Скрытую леворукость можно определить по большей величине левой руки у левши, большему развитию вен на тыле левой кисти, большему поперечному размеру ногтей, по более развитой мимической мускулатуре слева, по

движению рук во время работы; при аплодировании более активная левая рука располагается сверху. При ходьбе по прямой линии с завязанными глазами левши сразу отклоняются от прямой линии слева направо, а правши наоборот.

Леворукость бывает и приобретенной (например, после калечащей травмы правой руки); пострадавшему для сохранения прежней профессии могут потребоваться инструменты, специально приспособленные «под левую руку».

У преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации. В первую очередь они реагируют на внешний вид предмета, на его форму, цвет. Для таких детей словесного описания предмета недостаточно. Преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняются некоторые трудности, которые испытывают такие дети при обучении. Среди леворуких часто встречаются лица, которые пишут в зеркальном направлении справа налево — левой рукой, а слева направо — правой, а иногда пишут

строчки по вертикали.

У леворуких два центра речи — один в левом, а другой в правом полушарии, при кровоизлияниях в один из них наступает более быстрая компенсация развития речи. Нечистая речь с неясным произношением буквы «р» чаще встречается у леворуких, так же как дальтонизм, косоглазие и генуинная эпилепсия.

Так надо или нет переучивать леворуких детей? Нельзя переучивать ребенка с левой руки на правую. Практика показывает, что переученная леворукость — ошибка взрослых, стоящая ребенку здоровья !

Левше нужна специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде. Такая подготовка поможет избежать возможных трудностей обучения в школе, которые могут привести к серьезным психологическим проблемам и нарушениям здоровья.

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела. В возрасте до трех лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребенок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и малонадежно. Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость». Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком.

Давайте на секунду отвлечемся: попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит она «под шумок» незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для еще более совершенной работы правой руки.

Большинство авторов считает, что в шесть с половиной — семь лет обычный ребенок делает выбор руки (кроме незначительного количества двуруких, вернее, «двуправоруких», если можно так выразиться). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка — около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений.

Возраст выбора доминирующей руки может быть снижен до трех с половиной — четырех лет. В этот период нужно усиленно тренировать руку, которую предпочитает ребенок, чтобы ускорить наступление высшего этапа, контроля коры. Но при этом хорошо бы заниматься видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, бегом и плаваньем. И, конечно же, не забывать о развитии второй руки. Например, писать, рисовать ребенок может доминирующей рукой, а лепить и выполнять еще какие-либо виды работ руками – другой рукой.

Учить на две руки — значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Развивая обе половинки мозга, мы даем детям больший резерв для раскрытия их способностей и достижения лучших результатов в будущем.

Диагностика ведущей руки

Определить мануальное предпочтение можно примерно к четырем годам, поскольку до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым.

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

1.Ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с
отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а неведущая держит пузырек. Результат фиксируется: П — правая, Л — левая.

2.Ребенка просят развязать несколько узлов на шнуре средней толщины. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, не ведущая рука держит. Результат фиксируется: П, Л.

3.Ребенку предлагают протереть что-нибудь из мебели (стол, шкаф и т.п.) тряпкой.
Активные действия выполняет ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.

4.Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать одной рукой. Бросающий стоит посередине по отношению к малышу. Та рука, которая ловит, — ведущая. Результат фиксируется: П, Л.

5.Ребенка просят похлопать в ладоши. Ведущая рука обычно — сверху. Результат фиксируется: П, Л,

6.Ребенка просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно гладит ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.

7.Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на ладошке другой. Рисует ведущая рука. Результат фиксируется; П, Л.

8.Ребенку протягивают часы и просят их завести. Обычно неведущая рука держит часы, а ведущая — заводит. Результат фиксируется: П, Л.

9.Родители кладут что-нибудь на пол, например небольшую игрушку, и просят ребенка поднять предмет. Ведущая рука обычно поднимает. Результат фиксируется: П, Л.

10.Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. При этом сверху оказывается большой палец ведущей руки. Результат фиксируется: П, Л.

11.Родители просят ребенка вдеть нитку в иголку. Обычно ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а не ведущая рука держит иголку. Результат фиксируется:П, Л.

Также с помощью несколько вопросов и заданий, ответив и выполнив которые, родители могут определить преобладающую руку своего ребенка.
1. Имеете ли Вы родственников, у которых ведущая левая рука?
2. Какой рукой в возрасте до года ребенок пользовался чаще (брал ложку, погремушку).
3. В какой руке ребенок держит расческу, ручку или карандаш?
4. Каким ухом ребенок слушает как тикают часики?
5. Если ребенок скрещивает пальцы в замочек, какой руки большой палец лежит сверху?
6. Если ребенок скрещивает на груди руки, какая рука будет сверху?
7. Если попросить ребенка топнуть одной ногой, какой топнет?
8. Попросите малыша сесть, положив ногу на ногу, какая будет сверху?
9. Каким глазом ребенок посмотрит в сложенную бумажную трубочку?

На основании проведенных проб родители могут определить, какая рука у ребенка является ведущей. Это особенно важно, когда у малыша достаточно слабо сформированы графические навыки работы рукой или родителям неясна ведущая позиция одной руки, поскольку ребенок производит манипуляции то одной рукой, то другой.

Главное — понять (10 советов родителям леворукого ребенка)

Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукого ребенку негативное отношение к леворукости.

Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

От вашего понимания, любви, терпения умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.

  • Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  • Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей.-М.,1997
  • Макарьев И.Если ваш ребенок — левша.-СПб, 1995
  • Дефектология: Словарь-справочник/под ред.Б.П.Пузанова,-М.,1991

10.Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. При этом сверху оказывается большой палец ведущей руки. Результат фиксируется: П, Л.

Леворукость – норма или отклонение?

Разделы: ОБЖ

Знаете ли вы, что объединяет таких людей как Александр Македонский, Наполеон, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Пол Маккартни, академик Павлов или самый знаменитый российский слововед Владимир Даль? Оказывается, все они были левшами. Слайд 2.

Что же такое ЛЕВОРУКОСТЬ — врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой. Слайд 3.

Еще во времена первобытных людей человечество разделилось на левшей и правшей. Но все-таки основную часть населения всегда составляли правши. Например, найденные при раскопках орудия труда древнего человека были рассчитаны на работу в основном правой рукой. Но это совершенно не значит, что праворукость — это норма, а леворукость необходимо исправлять. Слайд 4.

Леворукость — не дефект развития. Это вариант нормы.

Более того, она присуща не только человеку. Братья наши меньшие тоже бывают как право-, так и леволапыми, причем довольно часто. Слайд 5.

Левша — это тот, кто предпочитает делать любое «правое» дело (писать, шить, рисовать) левой рукой. Такая склонность может быть врожденной (причем передаваться по наследству: Слайд 6. 50% левшей родились у леворуких родителей; 17% унаследовали это качество от одного родителя-левши и только 7% левшей не имели себе подобных предков) или приобретенной (ребенок почему-то научился действовать левой рукой или стал неосознанно подражать леворуким друзьям или родственникам). Иногда малыш или взрослый может стать левшой по вине какого-либо заболевания центральной нервной системы или травмы.

В 1992 году группа американских ученых, обнаружила, что леворукость несколько чаще (почти на 3%) встречается у мужчин. Слайд 7.

От 5 до 15% землян — левши. А еще 20% людей тоже левши, только скрытые, то есть могут одинаково ловко работать обеими конечностями (амбидекстры)

В чем причина феномена леворукости — достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Но наиболее научно обоснованной является Слайд 8. теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Слайд 9. Более того, одно из полушарий является доминантным (преобладающим), а другое Слайд 10. субдоминантным (т.е. подчиненным). Полушария различаются стратегией переработки информации.

Левое — последовательная, детальная обработка информации. Правое — целостное восприятие предмета, явления и оно способно осуществлять обработку большого количества параметров объекта. Слайд 11.

Для того, чтобы изложенная далее информация воспринималась с интересом, я хочу предложить вам определить какое полушарие у вас доминирующее, используя методику И.О. Павлова.

Инструкция. Разложите слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Слайд 12.

Наглядный материал: карась, орел, овца, перья, чешуя, шерсть, летать, плавать, бегать.

Оценка результатов: Слайд 13.

1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

2 вариант Слайд 14.

1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

3 вариант Слайд 15.

Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип.

Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). Слайд 16. А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а также математическое, логическое и аналитическое мышление. Слайд 17.

В осуществлении движений участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое — соответственно левой рукой и ногой. Слайд 18.

На самом деле левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. Леворукие более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Немало людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества, предпочитали действовать именно левой рукой. Роберт Шуман, Аристотель, Исаак Ньютон, Марк Твен : Среди известных всем нам современников левшами являются Рональд Рейган и Билл Клинтон, Ринго Старр, Мартина Навратилова и Моника Селеш, Брюс Уиллис и Дэвид Духовны, и этот список можно продолжать бесконечно долго. Между прочим, левшой является каждый пятый всемирно прославившийся человек. Слайд 19.

Разница между уровнем интеллекта у право- и леворуких людей не обнаружена.

Переучивать «убежденных» левшей не надо ни в коем случае! Во-первых, заставляя ребенка действовать «не своей» рукой, можно повредить функциям мозга. А во-вторых, этот процесс очень снижает самооценку, и ребенок, здоровый и нормальный, начинает чувствовать себя ущербным и «неправильным», а значит плохим. У насильственно переученных левшей часто развивается невроз речи — заикание и дисграфия (неграмотное письмо). Очень сильно страдает почерк.

Чем больше творческих способностей проявляет человек, тем сильнее развито его правое полушарие и, следовательно, левая рука.

Характер и мировосприятие левшей и правшей различны. Несколько упрощая, можно сказать, что правши — консерваторы, а левши — творцы.

Левши добросовестны и ответственны. Они медленнее воспринимают информацию, задумчивы и глубже проникают в суть познаваемого, но это вовсе не значит, что они — «тормоза», как считали те, кто принимал леворукость за недостаток.
В классе маленькому левше будет удобнее сидеть слева от своего соседа по парте (чтобы правая — рабочая — рука товарища не мешала ему при письме).

Дома настольную лампу лучше поставить справа от ребенка.

Напомню, что леворукость сама по себе не патология, а один из возможных вариантов нормы. У леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. «Левша» очень раним и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Слайд 20.

Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Слайд 21.

Анализируя творчество художников и композиторов, можно сделать следующие выводы.

Картины правополушарных художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, Слайд 22. большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. Слайд 23. К таким художникам можно отнести Слайд 24. Леонардо да Винчи, Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова.

Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, Слайд 25.

Эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Слайд 26.

Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент, Леже. Слайд 27.

К правополушарным композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое — как Моцарт.

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И. Соньер Слайд 28.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

Процитирую ведущих специалистов в области нейропедагогики. Слайд 29.

Профессор Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».

Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию». Слайд 30.

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Слайд 31.

Для левополушарных учащихся сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами. Слайд 32.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова).

Наше исследование проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64».

Объектом исследования стали обучающиеся 5 — 11 классов школы (437 учеников).

Исследование заключалось в следующем: Слайд 33.

мы провели беседы с обучающимися школы, результаты беседы можно увидеть в таблице и диаграмме: невысоко количество леворуких обучающихся — 26 человек, так же очень маленькое количество детей амбидекстров — 18, праворуких учеников подавляющее большинство — 393 человека.

Всего обучающихся 5 — 11 классов Леворукие Праворукие Амбидекстры
437 26 393 18

следующим этапом нашего исследования было тестирование, получили потрясающие результаты, оказывается в нашей школе количество обучающихся с доминирующим правым полушарием (214 человек) превышает численность обучающихся с преобладающим левополушарным мышлением (177 человек), количество учеников со смешанным типом мышления составило 19 человек.

Всего обучающихся 5 — 11 классов Левополу-шарники Правополу-шарники Смешанный тип
410 177 214 19

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что у большинства обучающихся нашей школы преобладает художественный тип, образное мышление, соответственно ведущим является правое полушарие. Слайд 35, 36.

Дома настольную лампу лучше поставить справа от ребенка.

Крах праворукократии: история (принятия) левшей

Мы воспринимаем леворукость как естественный вариант нормы, но так было далеко не всегда. Отношение к левшам в разные эпохи варьировалось от презрения и терпимости до восхищения и страха.

Современные исследователи предлагают рассматривать праворукость как феномен, возникший в обществе, а не в природе, и утверждают, что его истоки следует искать не столько в физиологии, сколько в социальных привычках людей.

В основе одной из таких теорий, объясняющих, почему в мире больше правшей, чем левшей, лежит «закон полярных противоположностей». Ее развивал французский антрополог конца XIX — начала XX века Роберт Герц. В древности люди наблюдали, что весь мир состоит из бинарных оппозиций: день противопоставляется ночи, лето — зиме, мужчина — женщине и прочее. В мифологическом мышлении человек неразрывно связан с природой и тем, что его окружает, — космогонические фольклорные сюжеты причудливым образом объединяли в одну систему звезды, особенности среды обитания людей и их характеры. Подобное представление о контрастных парах распространилось и на человеческое тело, поделив его на левую и правую части. «Если бы асимметрии в органическом мире не существовало, ее следовало бы выдумать», — говорит Роберт Герц.

Другая теория, предложенная французским физиологом XVIII века Ксавье Биша, связывает праворукость с обычаями воинов.

Вероятно, в глубокой древности люди заметили, что повреждения левой части брюшины чаще приводят к смертельному исходу, потому и брали щит в левую руку, а копье — в правую.

Эмансипация левшей была долгим и, как это часто происходит с социокультурными явлениями, нелинейным процессом. Почти в любой исторический период леворукость, как и любая аномалия, вызывала в обществе смешанные эмоции. Пьер-Мишель Бертран выделил три основных.

Во-первых — страх , который в основном возникал из-за закрепленных в языке и мифологии представлений о левшах как о «других» и негативных коннотаций, связанных с этим понятием. Даже в русском прилагательное «левый» сохранило значения ‘неправильный’, ‘незаконный’ («встать с левой ноги» — ‘начать день мрачным и раздражительным’).

Во-вторых — терпимость . Так, в Средневековье леворукость считалась аномалией, но не смертельным пороком, чем-то сродни юродству.

В-третьих — восхищение : левши делали всё зеркально, так, как не умели правши — основная часть населения, владели искусством, недоступным другим.

Гениальность известных личностей вроде Леонардо да Винчи, их непохожесть на остальных часто связывалась с леворукостью — еще одним признаком исключительности.

В христианстве и иудаизме правая рука и вообще правая сторона тела была средоточием всего хорошего и правильного, что есть в человеке: «Сердце мудреца — на правую сторону, а сердце глупого — на левую», «Сказал Господь Господу моему: седи одесную меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Левая же объявлялась воплощением всех пороков и нечестного поведения. Считалось, что ею человек совершает всякие подлости, а уж если орудует постоянно — то насквозь «нечестив» и «неправеден».

Тем не менее левшей терпели: да, аномалия — но это данность природы, и ничего тут не попишешь. Праворукость постепенно становится нормой в эпоху Просвещения — свою роль сыграли модные тогда идеи господства людей над природой, а разума — над телом. Поскольку, в противовес Средневековью, человек теперь имел статус субъекта, способного изменять мир вокруг и самого себя в соответствии с представлениями о хорошем и плохом, — леворукость, как аномалию, стали исправлять с детства. Появлявшиеся правила этикета предписывали пользоваться правой рукой при приеме пищи, постепенно такая рекомендация распространяется и на все остальные сферы жизни. Одни при этом приводят в качестве аргументов цитаты из религиозных текстов; другие пытаются всё обосновать «соображениями здравого смысла»; третьи ссылаются на понятие нормы, которое начало конструироваться в ту эпоху.

Такая точка зрения господствовала вплоть до конца XIX века, но только в высших слоях. Крестьяне, составлявшие значительную часть населения, во-первых, были неграмотны и не читали книг о правильном поведении за столом, во-вторых, не испытывали особого интереса к этикету. Левшей в деревнях не переучивали, не ругали и относились к их особенности «по-средневековому» — как к аномалии в рамках нормы. Для них делали особые косы и другие рабочие инструменты.

А вот детей аристократов отчаянно переучивали. Наставники пристально следили за тем, чтобы отпрыски голубых кровей пользовались (прежде всего при письме) «хорошей», «правильной» рукой, вразумляя непослушных воспитанников цитатами из Библии.

В случае неповиновения ребенку полагались удары по левой руке с нравоучениями и сентенциями о взаимосвязи «правильной» руки и «правильного» характера.

Также в качестве воспитательной практики «плохую конечность» могли привязывать к телу. Подобные методы, по признанию людей, в отношении которых они применялись, оставляли свой след в характере и психике: пользование «неправильной» рукой вызывало чувство вины за что-то, что было естественным, и формировало представление о себе как о «неправильном», плохом человеке. В особо тяжелых случаях это могло приводить к неврозам, заиканию и другим психосоматическим проблемам.

Пик нетерпимости к левшам пришелся на конец XIX века, когда до них добралась наука: на различных конгрессах и конференциях звучали доклады о леворукости как о патологии. Исследования показали, что процент левшей высок среди преступников и людей с девиантным поведением, а также среди детей с отставанием в развитии. Таким образом, заключили ученые, леворукость — опасное отклонение, которое может свидетельствовать о будущих проблемах.

В своей работе «Зеркальные люди. История левшей» Бертран говорит, что, даже если статистические данные верны, исследователи просто путали причину и следствие: девиантность и преступность частично были связаны с негативным отношением общества, которое левши в то время испытывали на себе с детства. Леворукость, «распространенная» среди людей с отставанием в развитии, соответствует «естественному» проценту левшей — 15–20 %, что свидетельствует лишь о том, что они хуже остальных усваивали нормы — в том числе норму праворукости.

Переломным моментом стала Первая мировая война.

Многие солдаты потеряли на фронте правую руку и были вынуждены по возвращении домой учиться работать левой, что на удивление далось им не так тяжело, как всем представлялось.

Ветераны, к которым общество относилось с колоссальным пиететом, невольно начали долгий процесс легитимации левшевства: они — герои, по умолчанию «хорошие» люди, и третировать инвалидов войны из-за того, что эти люди вынуждены пользоваться единственной уцелевшей рукой, было бы глупо и неприлично. Кроме того, с ними не случалось ничего страшного, никто не превратился в злодея и мерзавца. Стали выходить целые книги о том, как научиться пользоваться левой рукой, писать ею. Так началась медленная, но последовательная и необратимая эмансипация левшей, хотя, например, в СССР довольно долго сохранялась практика переучивания.

Этот процесс можно рассмотреть как одно из проявлений общей тенденции — эмансипации отклонений как таковых. Понятие «нормы», сконструированное еще в эпоху Просвещения, не исчезает, но начинает расширяться и «подстраиваться» под понятие «естественного». Так, если раньше РАС (расстройства аутического спектра) считались болезнью и существовали разные способы ее лечения, то сейчас всё больше говорят о том, что это вариант нормы, а не отклонение от нее. При общении с человеком с легкой формой аутизма чувствуется, что его эмоции несколько смешанные и спутанные, но при этом нельзя сказать, что такие люди больны. Они здоровы, счастливы, успешны, способны реализовать себя — просто другие. Также, например, физические отклонения, не влияющие на самочувствие: родинки, доброкачественные опухоли, цвет волос (вспомним о рыжих «ведьмах», которых в Средневековье сжигали на костре), — общество больше не порицает и не считает чем-то противоестественным.

Понятия «естественное» и «нормальное» — категории искусственно сконструированные, не отражающие объективную реальность.

Их содержание зависит лишь от принятых людьми конвенций, регламентирующих восприятие того или иного опыта, и — шире — способа интерпретации мира. В настоящее время «нормой» постепенно становится всё, что мы считаем «естественным», — от гомосексуальности до психических отклонений. Вероятно, это свидетельство давно осмысленного провала, который потерпел проект Просвещения с его тотальным господством разума. Растягивание «нормы» и ее сближение с «естественным» возвращает нас к более мирным отношениям с природой (в широком смысле слова) — мы уже не боремся с природным началом, а пытаемся гармонично сосуществовать с ним.

Автор_ка статьи, которую вы читаете, — левша и сталкивалась с разными реакциями на эту свою особенность. Для старшего поколения, выросшего в СССР, леворукость всё еще остается нежелательным, но корректируемым отклонением — как неправильная осанка или походка. Это накладывает свой отпечаток: кажется, что тебя презирают за то, в чем ты не виноват. Но есть и плюсы — например, редкий кратковременный интерес новых знакомых, которых удивляет зеркальный механизм выполнения привычных повседневных действий. Во время обучения в самой обычной региональной школе проблем с леворукостью не возникало, что и удивляет, и восхищает одновременно.

Можно констатировать, что эмансипация левшей завершилась: сейчас их и не презирают, и не боготворят. Леворукость стала полноправным вариантом нормы, и реликтовые следы прежнего отношения к левшам не меняют общей картины. Но стоит помнить, что наше восприятие этого феномена — продукт совсем недавних трансформаций, произошедших в науке и общественной мысли. И рассматривать его следует в более широком историческом контексте — как следствие переориентации в отношениях человека с природой, телом и социумом.

В-третьих — восхищение : левши делали всё зеркально, так, как не умели правши — основная часть населения, владели искусством, недоступным другим.

Леворукость и праворукость

ЛЕВОРУКОСТЬ И ПРАВОРУКОСТЬ

У человека существует — и это давно установлено — функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Правый мозг оперирует образами, «заведует» ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции.

У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности — не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. Так что от распростарненного сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения — правши.

Давайте на секунду отвлечемся: попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит она «под шумок» незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для еще более совершенной работы правой руки.

Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость». Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим стенам которого повешены зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности (как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге).

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела. В возрасте до трех лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребенок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и малонадежно.

И еще одно «но» (окончательно все запутывающее). Большинство авторов все-таки считает, что в шесть с половиной — семь лет обычный ребенок делает выбор руки (кроме незначительного количества двуруких, вернее, «двуправоруких», если можно так выразиться). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка — около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений.

Переведем дух и подыщем спортивный пример для понимания сложности проблемы выбора руки. Имеем переученного правшу или левшу. Его движения контролируются более слабым мозгом, поскольку так этот человек научен. Но в моменты наивысшего напряжения — НА СОРЕВНОВАНИЯХ — доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спорстмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даешься: очень часто это визитная карточка нашей проблемы.

Возраст выбора доминирующей руки у «домановских детей», о которых мы пишем, снижается до трех с половиной — четырех лет. В этот период мы усиленно тренируем руку, которую предпочитает ребенок, чтобы ускорить наступление высшего этапа, контроля коры. Но при этом мы очень много занимаемся видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать). Мы, к сожалению, не нашли авторов, которые стали бы для нас в этом сложном вопросе абсолютными авторитетами. Но мы твердо уверены: учить на две руки — значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста — создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются).

Остается уточнить, что к шахматистам резерв смены руки не относится.

ЛЕВОРУКОСТЬ И ПРАВОРУКОСТЬ

Леворукость и праворукость

На 1977, приблизительно 8 — 15 % взрослого населения являлись левшами. [3] Исследования указывают, что левшами чаще являются мужчины, чем женщины. [4] [2] Левши наиболее часто встречаются среди однояйцевых (монозиготных) близнецов [5] [6] , [3] [4] и некоторых групп людей с неврологическими расстройствами, такими как эпилепсия, [7] Синдром Дауна, [8] аутизм, [9] задержка умственного развития [10] и дислексия. По статистике, однояйцевый близнец человека-левши имеет 76%-ный шанс на то, чтобы быть левшой, причины этого идентифицируются как частично генетические и частично экологические. [11] Среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки — левшей встречается намного меньше. [12] По статистике, сейчас на Земле проживает порядка 500 миллионов леворуких людей. Левшами в Европе рождается около десяти процентов детей и они более крикливы, нетерпеливы, но уже в детском возрасте более общительны, контактны. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, особенно ценятся в боксе [13] .

Причины развития леворукости [2]

Теория имеет весьма ограниченное применение (только у человека и только в развитых странах в последние несколько десятилетий) и не может ничего объяснить и предсказывать.

  • Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна: праворукость и леворукость не норма и патология, а нормальные, адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды, регулирующие поведенческую пластичность общества. У эмбриона доминирует более древнее биологическое правое полушарие, управляющее левой рукой. В оптимальных условиях, интенсивное развитие левого полушария приводит к тому, что рано или поздно, оно обгоняет правое полушарие и происходит полная транслокация доминантности: и полушарий и рук, т.е. леворукость переходит в транс-праворукость (доминирование левого полушария правой руки). Экстремальные условия (экологический и психологический стресс матери), создают гипоксию, угнетающую более чувствительное левое полушарие эмбриона. Торможение развития левого полушария приводит к тому, что оно упускает лабильную фазу развития доминантности левой руки. При этом меняется только полушарность, но не рукость, и эмбрион становится цис-леворуким (доминирование левого полушария и левой руки). Гипотезу эмбриональной гипоксии подтверждает повышенный процент леворуких среди близнецов и недоношенных детей (который нельзя объяснить механическими повреждениями мозга в утробе матери или во время родов).
  • Археологические данные говорят в пользу того, что после первоначально одинакового использования обеих рук (симметрия), произошла асимметрия в сторону предпочтения использования правой.
  • В 2008 году британские ученые нашли «ген левшей». Ген LRRTM1 играет ключевую роль при формировании речи и эмоций. [13]

Переучивание

В правостороннем мире всегда будут существовать ситуации, когда левша вынужден использовать правую руку (когда нужно перекреститься, при рукопожатии и др.). Переключение скоростей для большинства автомобилей, рычаги на игровых автоматах — справа, рекомендации держать вилку в левой руке, а нож в правой и др.

Проблемы, которые могут возникнуть в связи с переучиванием на правую руку

Многие родители хотят переучить своих детей, чтобы они как все хорошо владели правой рукой, но в результате могут возникнуть следующие проблемы:

  • Левша, который пользуется постоянно правой рукой, устает в несколько раз быстрее, будет более сонным и вялым, будет стремиться больше спать (проблема Обломова).
  • Возникают проблемы с недержанием различного рода: недержание мочи, газов, жидкого и твердого стула.
  • По мере взросления у мальчиков будут развиваться проблемы с потенцией: вялость, недержание семенной жидкости.
  • Появится нервное дрожание рук.
  • В школе начиная с первого класса и до окончания института будет заметна неуспеваемость, которая при детальном рассмотрении оказывается связанной с невозможностью думать о чём-то другом, когда пытаешься писать неродной рукой. Из-за этого они все задания будут делать очень медленно и невнимательно, сколько бы усилий и времени на это ни потратили.
  • Из-за предыдущего пункта на работе у левшей будут проблемы, связанные с тем, что они просто не будет хватать скорости что-то делать. После недели у них будет возникать полная психическая усталость, ведущая к невозможности приходить вовремя на работу из-за того, что им нужно тратить очень много энергии на то, чтобы всё делать неродной рукой.
  • Существуют скрытые левши — люди, которые все делают правой рукой, и не знают, что они левши. У них вы найдете все выше перечисленные симптомы.
  • Из-за нервных стрессов и переутомления «скрытые» левши очень раздражительны при общении.

Метод переучивания «Скрытых» левшей на левую руку

Задача переучивания скрытых левшей — не такое уж и гиблое дело. Этим лучше заняться раньше, чем позже. Переучить скрытых левшей необходимо даже во взрослом и пожилом возрасте. Это необходимо делать из-за того, что так им проще будет жить. Дело обстоит в следующем: при рождении у левшей на генетическом уровне прописано, что их мозг должен работать с левой рукой лучше, чем с правой. Этого не исправить никакими тренировками. В продолжении жизни из-за генетических предрасположенностей ничего не изменится, левше не стать правшой. Некоторые считают, что можно научить ребенка пользоваться обеими руками достаточно хорошо, но это не так, все равно одна из рук будет предпочтительней другой (из-за того, что более развито одно из двух полушарий мозга). К тому же, если переучить скрытого левшу на левую руку, то возможно все симптомы и нервные проблемы связанные с «его положением» будут уменьшаться и пропадут.

Страны без переучивания в детстве

Еще в СССР в 1986 году законодательно была отменена необходимость переучивания в дошкольных заведениях и школах.

Социальное клеймо и преследование леворукости [2]

Названия, используемые для обозначения левшей

Существует много разговорных терминов, используемых для обращения к человеку-левше. Некоторые из них являются сленговыми или жаргонными словами, в то время как другие могут быть оскорбительными в определенном контексте. В английском языке в большинстве технических контекстов вместо слова леворукий («left-handed») используется слово левосторонний («sinistral»), а вместо слова леворукость («left-handedness») употребляется слово левостороннесть («sinistrality»). Данные технические термины происходят от латинского слова «sinister» — левый, леворукий, в переносном значении — зловещий (мрачный) [18] .

Некоторые левши сами считают себя угнетёнными (ущербными), даже на грани предрассудков. В истории можно найти весомые аргументы, подтверждающие это:

Во многих европейских языках, слово «право» является не только синонимом правильности, а также употребляется как власть и правосудие: в немецком и нидерландском языках — recht (право, правовой, юридический), во французском — droit (прямо, право, правовой), в испанском — derecho (право, правовой); в большинстве славянских языков корень «прав» используется в словах, несущих значения правильности и правосудия. Исторически сложилось, что быть правшой, так же, означает «быть квалифицированным, умелым, ловким»: латинское слово «dexter» («правый») обозначает правшу как ловкого; испанский термин «diestro» имеет два значения:»правша» и «квалифицированный». На ирландском языке «deas» означает «правильную сторону» и «хороший», а слово «Ciotóg» — левая рука, связано со словом «ciotach», имеющим значение «неуклюжий, неловкий, неудобный» [19] .

Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского»sinister,-tra,-trum». Оно первоначально означало «левый, левосторонний», а затем, в Классическом латинском веке, приняло смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». В то же время, слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского слова «sinus», означающего «карман»: традиционная римская тога имела только один карман, предназначенного для правшей и для удобства пользования расположенный на левой стороне. Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый. Испанское «siniestra» так же имеет два значения, хотя его значение «левый» используется редко -для этого обычно применяется баскское слово «izquierda», [20] (на баскском — esker). Немецкое слово «links» обозначает «слева», прилагательное «link» имеет значение «хитро, лукаво, украдкой, окольным путем», а глагол «linken» — «обманывать».

Левша должен был быть не только неудачником, а также неуклюжим и неловким, что показывают Французское «gauche» (левый, неловкий), Немецкое «links» (слева) и «linkisch» (неуклюжий). Голландское выражение «twee linkerhanden hebben» («иметь две левых руки») означает «быть неуклюжим». Поскольку все данные слова являются очень старыми, то они подтверждают теории, указывающие, что господство праворуких является чрезвычайно древним явлением. На португальском языке, самое обычное слово, обозначающее человека-левшу, «canhoto», когда-то использовалось для обозначения дьявола, а «canhestro» — слово, обозначающее «неуклюжий».

В древнем Китае, левая сторона являлась «плохой». Прилагательное «левый» (左 Mandarin: zuǒ), означает «неподходящий» или «не имеющий согласия (не согласный)». Например, фраза «левая дорога (тропинка)» (左道 Mandarin: zuǒdao) означает незаконные или безнравственные пути (средства). В некоторых частях Китая, взрослые все еще могут помнить наказания за «преступление» в начальной и средней школах, а так же в некоторых «приличных» семьях, которое каралось с применением травмирующих средств. Оно состояло в нежелании человека быть правшой.

На норвежском языке, выражение «venstrehåndsarbeid» (левая работа) означает «что-то, сделанное неудовлетворительным способом», а одно из норвежских слов, обозначающих левшей — «keivhendt» происходит от норвежских слов, означающих «неправильная рука».

Венгерское слово «balfácán» означает упрек (кретин). («Bal» означает левый, «fácán» -фазан.) Другие синонимы — «balfék» и «balek». Однако все они — эвфемистические версии первоначального вульгарного слова «balfasz», соединившего в себе «Bal» — левый и вульгарное название мужских гениталий «fasz».

Левша «Southpaw»

В спорте левшей часто называют «Southpaw». Принято считать, что данный термин появился в Соединенных Штатах, в игре бейсбол. [22] Бейсбольные поля обычно проектируются таким образом, что отбивающий стоит лицом на восток, чтобы полуденное или вечернее солнце не светило ему в глаза. Это означает, что питчеры-левши бросают своей «южной» рукой. Первое использование термина «Southpaw» приписывается Финли Питеру Данну (Finley Peter Dunne). Однако, Оксфордский Словарь английского языка вносит в список не-бейсбольную цитату «южная лапа», означающую удар левой рукой, уже 1848, [23] спустя только три года после первой организованной игры в бейсбол.

В боксе спортсмены, боксирующие левой рукой (левши), часто упоминается как «southpaw». Термин также используется для описания стойки, когда боксёр размещает правую ногу спереди левой (правосторонняя стойка, когда левая рука и нога находятся сзади). Таким термином может обозначаться боксер-правша, боксирующий в правосторонней (англ. southpaw ) стойке. Большинство боксёров, левшей или правшей, обычно тренируются со спарринг-партнерами, использующими традиционную левостороннюю стойку (правая ударная рука находится сзади), что в будущем даёт левшам преимущество.

«Неподходящие» орудия труда

Леворукие люди часто испытывают неудобства из-за преобладающих в обществе предметов, предназначенных для правшей (использования правой рукой). Многие инструменты и устройства разработаны с расчётом на удобство использования именно правой рукой. Например, ножницы устроены таким образом, чтобы линия разреза была видна человеку, держащему их в правой руке, хотя в таком случае она окажется скрытой для пользователя-левши. Кроме того, ручки часто штампуются в сторону, обратную для левши, следовательно, ему их неудобно держать, и частое применение таких ножниц может привести к серьёзному дискомфорту.

Многие модели компьютерных мышей пригодны только для пользования правой рукой. На многих рабочих местах, оборудованных компьютером, мышь расположена с правой стороны, делая неудобным её использование для левшей (тем не менее некоторые исследования показывают, что правша, держа мышь в левой руке, работает в итоге быстрее). Линейки также могут вызывать трудности в использовании, так как начало отсчета расположено с неудобной стороны и левшам приходится переворачивать их вверх тормашками. Кухонные ножи европейского стиля являются симметричными, в то время как японские кухонные ножи имеют усечённое асимметричное лезвие; модели для левшей редки, и обычно их необходимо специально заказывать. [24]

Нехватка инструментов и механизмов, предназначенных для левшей, на множестве рабочих мест не только создаёт неудобства в использовании, но и фактически может привести к опасным последствиям. Один из примеров — ленточная пила, стандартно разработанная для правшей, но заставляющая левшу держать руки на опасно близкой дистанции к режущему лезвию. Некоторые фабрики после групповых исков от лица леворуких работников установили оборудование, предназначенное для левшей.

Ребёнку-левше трудно научиться писать, если преподаватель отказывается научить ученика правильному и лёгкому для него способу письма. Это происходит потому, что считается, что письмо левой рукой является зеркальным отображением письма правой рукой, что делает ещё более трудным и запутанным процесс обучения письму. В результате большинство левшей во время письма изгибают руку вокруг ручки таким образом, чтобы наклон бумаги имел тот же самый угол, что и у правшей, вместо того, чтобы просто наклонить бумагу в противоположную сторону. Как только эта привычка сформирована, её трудно разрушить. Такое выгибание кисти приводит к тому, что руку, располагающуюся позади написанных символов, необходимо поднимать над строкой письма, что приводит к ещё большим неудобствам. Когда левая рука расположена правильно, то она находится ниже строки письма, точно так же, как и у правшей.

Люди, являющиеся левшами, в арабском мире и Израиле не имеют таких трудностей с письмом, так как письмо на данных языках происходит справа налево, что препятствует левшам проводить своей рукой по чернилам как случается при письме слева направо. Это также актуально для языков урду и фарси.

Множество компаний из «благих намерений» изготовили продукты, подходящие для левшей, но они всё ещё не в состоянии восполнить потребности левшей. Например, много компаний производят «ножницы для левшей», просто зеркально отражая ручки ножниц, делая тем самым удобный хват для левши. Однако на ножницах, для того, чтобы ими действительно могли пользоваться левши, лезвия также должны быть зеркально перевёрнутыми, иначе левша выполняет «слепой разрез», потому что само лезвие закрывает человеку вид на разрезаемый объект.

Технические преимущества

Впрочем, есть несколько стандартных изделий, фактически более удобных для левшей.

  • Англоязычное расположение знаков на стандартной QWERTY-клавиатуре. Данное расположение знаков содержит гораздо больше часто употребляемых букв на левой стороне клавиатуры, следовательно, левая рука выполняет большинство нажатий клавиш для печати, давая левшам преимущество. [25]
  • Винтовка — при обычной стрельбе с правого плеча цевьё находится в левой руке. Тем не менее спусковой крючок все равно приходится нажимать пальцем не удобной для левшей правой руки.
  • Бокс — леворукий боксёр имеет преимущество при ударе в печень.

Интересные факты

Леонардо да Винчи научился владеть левой и правой рукой одинаково. Джими Хендрикс мог играть на гитаре правой рукой, он обычно играл, перевернув гитару вверх тормашками. При этом он натягивал струны гитары в обратном порядке, чтобы они располагались как на обычной гитаре.

Известные скрытые левши

Владимир Путин (Этот слух появился после «прямых линий» с президентом. У него спросили, почему он носит часы на правой руке, тот ответил, что так удобнее).

Леворукость и интеллект [2]

Некоторые исследования демонстрируют небольшую положительную корреляцию между леворукостью и творческий потенциалом/интеллектом.

Крис МакМанус в своей книге [26] утверждает, что пропорция левшей повышается и что люди-левши, как группа, исторически имеют более высокую долю (выше среднего) преуспевающих учеников. Он говорит, что умственные способности левшей структурированы по-другому и имеют расширенный диапазон способностей, и что гены, которые определяют леворукость, также управляют развитием речевых центров мозга.

Исследование, проведенное в 1970-х годах в Великобритании выявило, что приблизительно 11% мужчин и женщин в возрасте 15-24 являлись левшами, по сравнению с только 3% в возрастной категории между 55 и 64 годами. [27] МакМанус рассматривает множество факторов, которые могут привести к такому увеличению. К левшам очень предвзято относились в течение XVIII и XIX столетий и это очень часто «сбивало» людей. Во взрослой жизни левши более часто избегают общества, что приводит к меньшему количеству браков и рождения детей. Поскольку дискриминация уменьшалась в 20-м столетии, количество естественных левшей, которые остались левшами в жизни, увеличилось. Возросший возраст материнства внес свой вклад, так как по статистике более старшие матери чаще рожают детей-левшей. Фактически было установлено, что сорокалетние женщины имеют шанс на 128% больше, чем двадцатилетние на рождение ребёнка, который будет левшой.

МакМанус говорит, что данное увеличение могло привести к соответствующему интеллектуальному прогрессу и скачку в количестве математических, спортивных и артистических гениев.

Левши имеют тенденцию быть сверх представленными в обоих концах интеллектуальной шкалы: в группе насчитывается непропорционально высокое количество не только гениев, но и людей, имеющих трудности в обучении. Среди прочих были предложены связи между леворукостью и дислексией, заиканием, детским аутизмом.

В 2006 году исследователи из Лафейетского Колледжа (англ. Lafayette College ) и Университета Джона Хопкинса (англ. Johns Hopkins University ) пришли к заключению о том, что среди тех, кто закончил колледж, мужчины-левши на 15% богаче мужчин-правшей, а среди получивших высшее образование мужчины-левши богаче на 26%. Различие заработной платы все еще необъяснимо и не имеет установленного влияния на женщин. [28]

Кроме возможных преимуществ интеллекта, левша может также получить другие выгоды, такие как:

Разделение работы (труда) полушариями мозга: предпосылкой этой теории является то, что для разговора и ручной работы необходимы прекрасные моторные навыки. Одно полушарие мозга может делать это эффективнее, чем разделение работы на два полушария.

Преимущество в рукопашном бою: Левша имеет фактор «неожиданности» в бою, так как немногие бойцы тренировались в достаточной степени с соперниками-левшами. Фехтовальщики особо часто не готовы к необычным углам атаки, используемым соперниками-левшами. Обычно левшам так же трудно сражаться с левшами, так как они в основном тренировались против правшей.

«Исчезающие» левши [2]

Статистические данные показывают, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники — процент людей, являющихся левшами резко снижается с увеличением возраста. В Америке левшами являются 12% 20-летних, в то время как только 5% 50 летних и менее 1% людей старше 80 лет.

Исследования [29] (не находят подтверждения в настоящий момент), проведённые в 1991 году, утверждали, что эти статистические данные указывают на то, что продолжительность жизни людей, являющихся левшами, короче чем у правшей на целых 9 лет. Авторы объясняли это тем, что люди-левши, вероятнее всего, умирают от несчастных случаев в результате их «горя», которое делает их более неуклюжими и плохо обеспеченными, чтобы выжить в мире, предназначенном для правшей.

Исследователи объясняли большие различия между возрастными группами тем, что в прежние времена в школах обычно заставляли всех учеников писать, использовать столовый прибор и заниматься спортом используя правую руку. Старшие люди, которые являются естественными левшами, скорее всего испытали это на себе. Однако данное рассуждение не объясняет все причины, и полное объяснение «исчезающих левшей» остаётся неустановленным.

Другая теория свидетельствует о том, что некоторые левши меняют руки в процессе жизни из-за необходимости соответствовать обществу или «биологической необходимости». Также существует предположение, что процент детей, рождённых левшами, увеличивается в течение времени.

Левосторонний мир [2]

Транспортное движение

Утверждается, что Наполеон, будучи левшой, внес свой вклад в движение, происходящее по правой стороне дороги в постреволюционной Франции. Рассуждения по поводу данного преобразования исходят из того, что Наполеон сражался в битвах, держа меч в левой руке, и преобразовал свою армию, чтобы она сражалась тем же способом.

См. также — Левостороннее движение, Правостороннее движение

Мир людей

Исследования показывают, что люди, имеющие левую ведущую руку, не обязательно являются «лево-сторонними» (относительно других частей тела), большинство леворуких людей имеет тенденцию быть «право-сторонними». Существует понятие «ведущий глаз». Также установлено, что люди имеют доминирующие стороны тела, такие как глаз, нога и ухо.

Теории человеческого мышления

Существует много теорий о том, что «быть левшой» затрагивает способ человека думать. Одна теория делит лево- и праворуких мыслителей на два лагеря: одновременно-визуальный и линейно-последовательный. [30] [31] [32] [33]

Согласно этой теории, праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейный последовательный» метод, в котором мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем перейти к следующей мысли.

Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуальный одновременный» метод, в котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно. Рассмотрим это на следующем примере: имеется тысяча желтых теннисных мячиков и 1 красный. Праворукий человек, использующий линейно-последовательный стиль обработки будет смотреть на каждый из мячиков по-очереди пока не найдет красный. Человек-левша высыпал бы их и одновременно смотрел на все мячики, для того, чтобы найти красный. Побочным эффектом отличающихся между собой стилей обработки является то, что праворукие люди должны закончить одну задачу, прежде чем начинать следующую. Левши, в свою очередь, способны быстро переключаться между задачами. Это предполагает что люди, являющиеся левшами имеют превосходные навыки при выполнении мультизадач.

Праворукие люди обрабатывают информацию, используя «анализ», который является методом решения проблемы, разделяя её на составляющие и анализируя каждую часть отдельно. В отличие от этого, люди-левши обрабатывают информацию, используя «синтез» смотря на целое и пробуя использовать соответствие образца, чтобы решить проблему. [34]

Гипотеза о том, что люди-левши предрасположены к визуальному мышлению, была подтверждена разнообразными исследованиями. В книге, изданной в 2004 году, «Умственные способности работающие немного по-другому» (англ. Brains that work a little bit differently ) [35] исследователи Аллен Д. Брагдон (англ. Allen D. Bragdon ) и Дэвид Гамон (англ. David Gamon ), кратко описали часть текущего исследования относительно преобладающей руки и ее значения. Исследователи «преобладающей руки» Корен и Клэр Порак (англ. Coren and Clare Porac ) показали, что студенты университета, являющиеся левшами наиболее вероятно специализируются на «визуальных»дисциплинах. Другой пример показывает, что среди 103 студентов отделения искусств 47 процентов были лево- или смешанорукими.

даная гипотеза имеет одно но. все люди делятся имеют четыре категории восприятия на которые они и делятся : визуалы (50% населения) аудалы ( воспринияю звук 19% населения) кинетисты ( мышление характеризуется на физических показателях : вес обьем размер 18%) и дигиталы ( мышление основана на логике и в поиске ее) человек может иметь только одну доминанту из этих категорий и вспомогательную . иследования психорогов и неврологов переодически ( результат не постоянен) что у левшей найболее часто развита доминантой дигитальность и вспомогательная визуальность, в отличаи от правшей у которых только доминанта без вспомогательной системы, отсюда гепотиза, что левши больше уместны для много задачных задач. так как работають так сказать два процесора вместо одного

Причины предпочительности праворукости

Сегодня не существует единой теории, объясняющей причины предпочительности праворукости. Так, например, французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя. Ряд исследователей склонен усматривать причины праворукости в том, что правая рука играла определённую роль в древних космогенических (гелиотропных) культах.

Биологический смысл

Человек, одинаково хорошо владеющий
обеими руками, называется амбидекстром.

Прежде полагали, что праворукость — привычка пользоваться правой рукой является результатом воспитания ребёнка, так как при обычном ношении его на левой стороне, остается свободной правая рука, которая поэтому развивается сильнее. В настоящее время принято считать, что в силу наследственности у правшей сильнее развита левая половина мозга, соответственно чему более развита правая рука; при обратных условиях, то есть при более сильном развитии правого полушария мозга, сильнее функционирует левая рука. Из этого очевидно, что подобное состояние (предпочтительное использование левой руки, а не правой) нужно считать врождённой, а не приобретённой особенностью.

Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным, где обозначают особей, предпочитающих пользоваться левой (передней) или правой (передней) лапой соответственно. У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство — правши [36] , среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные — амбидекстры, зато все белые медведи − левши. Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе около 2 /3 шимпанзе являются левшами [1] . В неволе большинство приматов — правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши.

В 1984 году ЮНЕСКО ввело праздник — День Левшей — 13 августа.

Переносный смысл

В переносном смысле «левша» означает «умелец; мастер». Это значение произошло из повести Николая Семёновича Лескова (сам писатель также был левшой) «Левша» (полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»), вышедшей в 1881 году. Повесть рассказывает о мастере-левше из Тулы, который поразил воображение английских мастеров тем, что с двумя товарищами подковал английскую танцующую механическую игрушку, сделанную в виде блохи в натуральную величину. Видеть танец механической блохи можно было только в микроскоп. Примечательно, что Левша блоху подковал, но танцевать та из-за увеличившейся тяжести ног перестала. Согласно сказу, подковы для блохи изготовили ученики Левши, а сам он — подковные гвозди и монограммы на них (текст повести (рус.) ). Любопытно, что на Руси ранее левши считались не очень хорошими работниками. Поэтому смысл повести такой: русский левша, мастер низшего уровня, тот, кто поставил англичан на место.

Разделение работы (труда) полушариями мозга: предпосылкой этой теории является то, что для разговора и ручной работы необходимы прекрасные моторные навыки. Одно полушарие мозга может делать это эффективнее, чем разделение работы на два полушария.

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/566371/http://knife.media/lefthanded-outsiders/http://pandia.ru/text/78/580/21269.phphttp://dvc.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1004087

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Читайте также:  Желтые Выделения После Флуомизина
Оцените статью
Ведение беременности и роды — будь мамой круглый день