Девочки всем привет, как обычно делюсь с Вами своими советами и опытом молодой мамы, хочу рассказать о Малыш 4 месяца стонет при укладывании. Возможно некоторые детали могут отличаться, как это было у Вас. Всегда необходимо консультироваться у специалистов. Естетсвенно на обычные вопросы, обычно можно быстро найти профессиональный ответ на сайте. Пишите свои комменты и замечания, совместными усилиями улучшим и дополним, так чтобы все поняли как разобраться в том или ином вопросе.
Почему ребенок не спит в 4 месяца ночью?
Ваш малыш достаточно хорошо спал до трех-четырех месяцев и вдруг резко стало всё сложно? Часто бывает и так, что ребенок в возрасте 4 месяцев перестал вздрагивать, прошли колики, и только начал хорошо спать, как внезапно сон стал хуже и опять настали бессонные ночи для всей семьи.
Давайте разбираться, почему так происходит? Вашему крохе уже четыре месяца? И он плохо спит ночами? Это произошло внезапно? Хотим вас успокоить, это совсем не плохо, а очень хорошо! Потому что ваш ребенок растет. Это закономерный этап развития ребенка. Большинство детей в этом возрасте сталкиваются с регрессом сна и начинают хуже или плохо спать ночами.
Регресс сна – закономерный этап развития ребенка, регресс означает, что ваш малыш растет и развивается
Признаки регресса сна в 4 месяца
Вы отмечаете следующие признаки регресса сна, если ваш малыш:
— внезапно начал плохо спать, сон стал беспокойнее, он часто просыпается ночью, мало спит и ночью и днем,
— стало тяжелее уложить кроху на сон, он протестует укладыванию,
— капризничает, возбудим, склонен к истерикам,
— проявляет повышенную потребность во внимании и ласке, не слезает с рук,
— постоянно требует грудь, возрастает аппетит в течение дня и в ночное время суток
Что такое регресс сна и сколько он может продолжаться?
Регресс сна – это внезапное ухудшение сна без видимых на то медицинских и внешних причин. Если ребенок здоров, мама в спокойном состоянии, организованы комфортные условия сна и безопасность , но малыш всё равно не спит или плохо спит, то похоже он переживает регресс сна.
Сколько длится регресс сна?
Обычно регресс сна длится от 2 до 6 недель. Но тут всё индивидуально и зависит от темперамента ребенка, условий сна, от помощи родителей, от сопутствующих признаков недомогания, от особенностей нервной системы, от того, как проходила беременность и роды (не было ли гипоксии, обвития пуповиной, длительного потужного периода).
В чем причины регресса сна?
У детей в возрасте трех-четырех месяцев происходит гормональная перестройка организма, которая важна для последующего развития ребенка и происходит важный скачок роста:
— идет созревание нервной системы, усиленная работа нервных связей по освоению новых навыков на данном этапе развития
— повышается мобильность малыша, он начинает более активно двигаться, осваивает новые двигательные навыки (учится переворачиваться или как раз начнет это делать после регресса)
— повышается нагрузка на нервную систему — новые навыки отрабатываются в течение дня, перед сном и даже во сне
— меняется структура сна, сон ребенка становится похож на сон взрослого, сон из хаотичного становится в цикличным; развивается медленный сон (более глубокий), но появляются пробуждения через каждый цикл, и тут требуется помощь мамы, чтобы перейти из одного цикла сна в другой (т.к. малыш в силу такого юного возраста не обладает навыками самостоятельного засыпания)
— в возрасте 3-х месяцев начинает вырабатываться свой собственный гормон сна – мелатонин, и малыш становится более чувствителен к условиям сна
— происходит изменение восприятия: постепенно появляется понимание, что мама – это отдельный человек.
Можно ли избежать регресса?
Избежать трудностей со сном в четырехмесячном возрасте нелегко, регресс сна можно только пережить. Главная задача родителей в этот период – это набраться терпения и помочь малышу справиться с таким непростым периодом.
Помните, что малышу сейчас нелегко, это для него новый опыт, вот почему для перехода на другой этап развития и для взросления ребенка важна поддержка значимых взрослых- родителей.
Как пережить регресс? Рекомендации:
- Важен положительный настройвзрослых и терпение. Ребенок устает не меньше, чем взрослый, он недосыпает, становится более чувствительным и раздражительным, и при этом не понимает, что с ним происходит. Не нужно бороться со сном малыша, а важно помочь ему справиться с этими трудностями. Помните, что это временное явление, и сон наладится так же неожиданно, как испортился.
- Старайтесь избегатьнедосыпамалыша, следите за тем, чтобы он высыпался и не переутомлялся. А потому здесь можно использовать любые способы, чтобы успокоить кроху и помочь ему уснуть. При регрессе можно использовать все «запрещенные приемы»: позволить ему заснуть на груди, покачать на руках или выйти с ним на сон на улицу и дать ему поспать в коляске. Просто старайтесь чередовать способы помощи при засыпании, чтобы малыш не привыкал к одному единственному в этот непростой период. Когда регресс сна минует, можно возвращаться к формированию полезных привычек для сна.
- Ориентируйтесь напризнаки усталости малышаивремя бодрствования, чтобы вовремя уложить спать: ребенок зевает, трет глазки, взгляд «зависает». Отслеживайте комфортное время бодрствования: для этого возраста, желательно, не превышать 2-2,5 часа. Учитывая то, что дневные сны во время регресса могут быть короткими, то их количество может доходить до 5 раз. Не переживайте за режим, потому что около четырёх месяцев еще рано говорить о нем. В этом возрасте скорее стоит говорить о ритмах сна-бодрствования, а первый «мягкий» режим появится к 5-6 месяцам. Вы уже можете обратить внимание, что благоприятное время для ухода на ночной сон будет с 19.00 до 20.30: выработка гормона сна (мелатонина) увеличивается, а потому засыпание будет происходить легче.
- Подумайте про условия сна и ритуалы для засыпания. Важно обеспечить комфортное место для сна, затемнение, проветривание. Не менее важен плавный переход от активности к спокойному состоянию, приятная подготовка ко сну, повторяющиеся расслабляющие действия – это про ритуалы для засыпания
- Помогайте малышу успокоиться, расслабиться и заснуть. В этом возрасте малышу еще требуется мамина помощь при засыпании. Понаблюдайте в течение дня, что лучше всего успокаивает вашего ребенка, пробуйте перенести этот опыт и на засыпание.
- Повышается потребность в тактильном контакте и ласке. А поэтому чаще обнимайте вашего кроху, целуйте, гладьте, держите на руках.
- Повышается и аппетит. Ребенок в этот период нуждается в большем притоке калорийи болеечастом прикладывании к груди.
- При повышенной мобильности во время регресса помогает увеличение физической активности днем. Помогайте осваивать новый двигательный навык в течение дня, стимулируйте ползать, подключайте гимнастику и массаж.
- И позаботьтесь о своем отдыхе: ложитесь спать рано, желательно около 22.00, старайтесь уходить на сон в одно и тоже время, по возможности спите или отдыхайте днем, не стесняйтесь обращаться за помощью к близким.
Самое главное в этот непростой период – это мамина поддержка, ее эмоциональное спокойное состояние, ласковые слова, тактильные прикосновения (объятия, поглаживания, поцелуи, прикладывание к груди, щекотания, массаж, держание на ручках).
Ребенок спит лучше, когда мама рядом и она спокойна. Малыш в раннем возрасте очень чувствителен к эмоциональному состоянию мамы, а потому любое ваше беспокойство приводит к тому, что карапуз начинает нервничать. Даже во время кормления грудью или бутылочкой со смесью существенным является контакт между мамой и малышом: взгляд, кожа-к-коже, поглаживание, приятные слова, держание за ручку или пальчик своего любимца. Это то, что поможет вам успокоить своего малыша, прислушаться к нему, наблюдать, что его расслабляет.
Регресса сна нельзя избежать, но можно пережить и создать более комфортные условия для его протекания. Помните, малыш в четыре месяца плохо спит ночью, но он переходит на новый этап развития, взрослеет, а мама помогает ему в этом.
Обратите ваше внимание на бесплатный видеоурок «Регрессы сна: как их распознать и пережить?» или обратиться за помощью к нашим консультантам.
Видеозапись вебинара Регрессы Сна — как их распознать и пережить?
— капризничает, возбудим, склонен к истерикам,
Ребенок играет: от рождения до года
МИР РЕБЕНКА
Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателя окружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, малыш расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.
Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку. Он хватает ее за кольцо, отпускает, смотрит, как игрушка вертится, и снова пытается ее схватить. Та последовательность действий — схватить, осмотреть и снова схватить — относится уже не только к игрушке, висящей над кроваткой, ребенок также ведет себя по отношению и к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, малыш как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»
В этом возрасте дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, как только увидит входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего малыша, вы не сможете не ответить на его приветствие.
На пятом месяце жизни у большинства детей наблюдается заметный сдвиг в развитии двигательной активности. Некоторые из них пытаются ползать, лежа на животе и помогая себе руками. Они принимают позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигаются вперед. Другие передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, малыши начинают пятиться назад.
Теперь многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым малышам удается переворачиваться и со спины на живот. В этом возрасте ребенок вполне способен сидеть, оперевшись на подушки, и даже сделать несколько пробных шагов, когда его поддерживают. Вопреки расхожему мнению, что нельзя этого делать до тех пор, пока он не будет в состоянии выдерживать вес своего тела, стоячее положение не влечет за собой кривизну (саблевидность) ног.
В этот период руки малыша постоянно заняты — он тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Ребенок будет стремиться достать все, что попадется ему на глаза, до тех пор, пока видит и собственную руку, и объект. Однако он действует еще недостаточно ловко. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Малыш держит предмет, прижимая его согнутыми пальцами к ладошке. Он скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.
Поскольку ребенок стремится использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он схватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.
Способность видеть, слышать, чувствовать
В возрасте четырех месяцев у детей развита пространственная координация движений рук, которая частично связана с развитием зрительных навыков. До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом. Это позволяло ему четко различать объекты, находившиеся на расстоянии 30-40 сантиметров.
Теперь ребенок способен фокусировать взгляд в зависимости от того, на каком расстоянии от него находится предмет. Вот почему малыш так радостно реагирует при виде новых предметов и при смене обстановки.
Самая любимая игрушка четырехмесячного ребенка — зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.
Несмотря на развитие зрительных навыков, ребенок исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Стоит малышу схватить какую-нибудь вещь, он тут же тянет ее в рот. Действия быстро следуют одно за другим — он видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет себе в рот, ребенок будет долго изучать его.
Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова.
Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получают удовольствие от эффекта, который они производят.
Понимаем своего ребенка
Четырехмесячные дети радуются приходу гостей и приветствуют их почти так же восторженно, как родителей или братьев и сестер. Фактически их внимание притягивают лица любого вида и формы — малыши относятся к самым странным, страшным маскам и к куклам, как к лучшим друзьям.
Несмотря на то что детям нравится видеть новых людей, их способ общения с ними отличается от того, как они общаются с родителями. Ребенок не только с большим энтузиазмом реагирует на действия родителей, но и ощупывает пальцами их лица. Он притрагивается к глазам, носу, усам, дергает за волосы. Когда мать или отец — говорят с ним, он всовывает пальцы им в рот, как будто пытаясь схватить вылетающие слова.
По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный репертуар звуков все больше расширяется. Он осваивает уже большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и также глухие одинаково произносят звуки. К четырем месяцам мы начинаем замечать, что они подражают языку, на котором говорят окружающие.
Четырехмесячный малыш продолжает разговаривать с заводной птичкой или с яркой погремушкой, однако он выглядит более заинтересованным, если собеседник реагирует на его «слова». Мама подражает его лепетанию, и ребенок начинает «гулить» активнее и громче, и по мере продолжения разговора их голоса становятся все более звонкими и веселыми. Родители могут стимулировать диалог, сначала ускоряя темп речи, затем замедляя его только для того, чтобы снова ускорить. Аналогичный эффект достигается также усилением или понижением голоса.
Как правило, родители, в особенности папы, в ответ на активное поведение ребенка начинают воздействовать на него физически. Они поднимают малыша вверх, щекочут или громко чмокают. Обычно дети реагируют на эти настойчивые ласки взрывом смеха. Если взрослые начинают притворно кашлять или чихать, их поведение также вызывает смех или хихиканье ребенка.
Очень забавно слушать, как смеется четырехмесячный малыш, но важно при этом помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению. Однако если оно становится слишком сильным, смех переходит в плач. Вам, вероятно, приходилось видеть, как только что смеявшийся малыш вдруг начинает кричать. Обычно это происходит на шумных семейных встречах. В тот момент, когда вы поднимаете ребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять его чуть выше, и тут он заливается плачем. У маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Со временем родители научатся определять, как долго можно оказывать воздействие на ребенка, не перевозбуждая его.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Любим смотреть сидя
Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.
Плоская поверхность
Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.
Учимся дотягиваться
Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.
Учимся хватать
Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.
Качели на дверях
Для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.
Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.
Новые открытия
Поиграйте в прятки
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув «Ау-у-у!» Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
С горки катится игрушка
Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.
Наблюдение за мыльным пузырем
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.
Запишите на магнитофон голос малыша
Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.
Носок с ярким рисунком
Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.
Матерчатый мячик
Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.
Развитие координации
Повозитесь с малышом
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.
Новые перспективы
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
Маленький лягушонок
Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения:
согните его колени,
выпрямите колени и разведите ноги в стороны,
соедините ноги вместе.
Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.
Свернутое одеяло
Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.
Поднять руки вверх и опустить вниз
Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.
Игрушки, до которых трудно дотянуться
Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.
Делайте упражнения, напевая песню
Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую.
Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.
Принятие решений
Две игрушки
В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.
Браслет с шарфом
Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.
Цепь из колец
Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.
Время одевания/время купания
Двойная погремушка
Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.
Укрепляйте мышцы спины и живота
Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.
Массаж с присыпкой
После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.
Время кормления
Покажите ложку
Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.
Упражнения для губ и языка
Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.
Время отдыха
Любимая игрушка
Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.
Покачайтесь в кресле-качалке
Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.
Колыбельная
Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.
опубликовано 21/05/2007 13:09
обновлено 06/10/2016
— Педагогика и психология
В возрасте четырех месяцев у детей развита пространственная координация движений рук, которая частично связана с развитием зрительных навыков. До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом. Это позволяло ему четко различать объекты, находившиеся на расстоянии 30-40 сантиметров.
Теперь ребенок способен фокусировать взгляд в зависимости от того, на каком расстоянии от него находится предмет. Вот почему малыш так радостно реагирует при виде новых предметов и при смене обстановки.
Самая любимая игрушка четырехмесячного ребенка — зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.
Несмотря на развитие зрительных навыков, ребенок исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Стоит малышу схватить какую-нибудь вещь, он тут же тянет ее в рот. Действия быстро следуют одно за другим — он видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет себе в рот, ребенок будет долго изучать его.
Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова.
Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получают удовольствие от эффекта, который они производят.
Почему грудничок сильно плачет перед сном: причины и способы наладить ночное укладывание ребенка
Маленькие дети часто плачут, когда их укладывают спать. Родители прибегают к самым разным ухищрениям, чтобы успокоить новорожденного. Не помогает ни колыбельная мамы, ни укачивания. Почему ребенок плачет перед сном? Как ему помочь? Причины плача могут носить психологический или физиологический характер. Поговорим о них подробнее.
Психологический аспект состоит в том, что каждый новый день жизни приносит крохе стресс. Он беспокоится из-за отсутствия мамы рядом, его пугают громкие звуки, он боится оставаться один в темной комнате и так далее. Физиологические причины состоят в том, что у малыша может что-то болеть, или режутся зубки.
Психологическая нагрузка на новорожденного
Причиной плача могут стать психологические ситуации:
- Нарушение режима. То, что кушать малыш привык по требованию, не означает, что ложиться спать он может в любое время, когда маме удобно или когда он сам устал. Спать ребенок должен строго по часам. Тогда он начнет засыпать в одно и то же время. Если же вчера положить его в 9 вечера, сегодня в 12 ночи, он будет плакать, из-за того, что хочет спать сегодня, а завтра из-за того, что выспался и не собирается укладываться опять в 9.
- Нервная нагрузка на малыша больше той, которую он может выдержать. Для грудничка все в этом мире происходит в первый раз. Часто происходящие события пугают его. Развитие малыша требует постоянного напряжения его нервов каждый день. Ребенок горько плачет перед сном, давая выход накопившемуся напряжению. Это вполне нормально.
- Страх расставания с мамой. Младенец в первые месяцы жизни связан с мамой сильнейшими узами. В ее отсутствии он чувствует себя незащищенным. Полежите рядом с ним, когда он засыпает. Не уходите, пока он не уснет.
- Излишняя нервная возбудимость. Неопытные родители обращаются к невропатологу по причине плача малыша перед засыпанием. Врач ставит диагноз – повышенная нервная возбудимость. В наше беспокойное время такой диагноз справедлив для 70% детей. Ребенок плачет перед сном, чтобы дать выход нервному напряжению. Как только он выплачет все свои страхи, то успокоится.
- Страх остаться в темноте, ночные кошмары. Детям, как и взрослым, могут сниться страшные тревожные сновидения. Ребеночек начинает бояться темноты, беспокоиться, что рядом нет мамы. Средство борьбы с ситуацией просты – надо ложиться спать рядом с ребенком, чтобы он чувствовал защиту во время засыпания.
Физиологические причины плача перед сном
Менее часто встречающаяся причина – болит головка. Если у матери было кесарево сечение или наблюдалась гипоксия плода, у малыша может быть повышено внутричерепное давление. Посоветуйтесь с врачом, чем помочь грудничку в этом случае.
Плач различается по характеру в разных случаях. Когда малыш голоден или у него мокрый подгузник, он начинает хныкать. Когда его мучают боли, он кричит громко и непрерывно, стиснув кулачки и напрягаясь всем тельцем. Маму малыш зовет призывным плачем. Сначала он заплачет негромко, затем выждет несколько секунд, снова заплачет на более длительное время, снова выждет, и, наконец, расплачется сильно и надолго.
Помогаем младенцу заснуть
Часто причиной долгого засыпания служат вполне житейские ситуации, разрешив которые, родители помогут малышу заснуть. Проверьте сухость подгузника, поменяйте его, если он грязный. Помогите крохе принять удобную для сна позу. Перед сном оденьте младенца в удобную свободную одежду. Ему не должно быть холодно или жарко.
Даже самый маленький ребенок понимает, что лежать в сыром подгузнике неприятно, поэтому он подзывает маму плачем
Покормите ребеночка на ночь дополнительно за час до сна, чтобы он не чувствовал во время засыпания голод. Известный педиатр Комаровский отмечает, что режим питания грудничка должен быть подстроен под режим сна. Когда все эти моменты учтены, можно говорить о других причинах плача. Почему еще малыш может беспокоиться?
Если сытый малыш в сухом подгузнике кричит перед сном, проверьте его десны. Они имеют отекший вид? Воспользуйтесь детской обезболивающей мазью для десен.
Все правила соблюдены, зубки не режутся, а малыш кричит. Надо проверить, нет ли у него болезни, доставляющей боль. Когда, к примеру, болят ушки, малыш не умеет рассказать об этом маме и плачет. Обратитесь к детскому врачу. Болезнь надо вовремя начать лечить. К тому же, нормированный спокойный сон младенца является залогом его правильного развития.
Лечение нервной системы младенца
Начать лечение можно с ежевечерних купаний новорожденного в теплой воде с добавлением успокоительных трав. Травы предварительно заливают кипятком и настаивают несколько часов или делают отвар, после чего настой или отвар добавляют в детскую ванночку с водой.
Медикаментозное лечение проводят, добавляя в молоко каплю валерианы. Сцедите немного грудного молока в чайную ложку и добавьте туда 1 каплю отвара валерианы. Дайте лекарство малышу. Такое лечение практически безвредно. Результат придет не сразу, но через месяц ребенок начнет спокойно засыпать. Проконсультируйтесь сначала с педиатром, можно ли вашему малышу провести такой курс лечения.
Что делать, если нет видимой причины плача?
Сон, как известно, делится на периоды глубокого и поверхностного сна. У взрослых эти периоды сменяют друг друга ночью не так уж часто. У детей поверхностный сон наступает каждый час и длится довольно долго. Во время этого периода ребенок может проснуться от любого незначительного шума. Укачать его после пробуждения трудно, поскольку он уже частично выспался.
Обычные дети спят не более 4 часов подряд. Днем некоторые младенцы просыпаются каждые полчаса. Это не повод для обращения к невропатологу, хотя такая схема сна далека от идеала. Чтобы малыш спал дольше, мама может взять его на руки. Он пригреется, успокоится и уснет. Чем больше контакта с мамой будет у новорожденного, тем лучше для него. Мамы, которые расходуют время на контакт с грудничком, могут заметить, что малыш становится более спокойным и лучше спит ночью (рекомендуем прочитать: когда новорожденный, находясь на вскармливании, начинает спать всю ночь?).
К 2 годам время, проведенное во сне, снижается. Ребенок будет оказываться ложиться спать, плакать. Родители должны успокоить его, уговорить поспать, чтобы он спокойно воспринимал необходимость дневного сна и раннего укладывания вечером.
Иногда во сне младенец смеется или хнычет, гукает. Его глаза при этом полуоткрыты. Это вполне нормально, не надо волноваться. Такими действиями нервная система дает выход дневному напряжению.
Насыщенный день с гостями, смотринами и другими событиями сильно влияют на ребенка, поэтому малыш может еще долго улыбаться или плакать, даже во сне
Можно наглядно увидеть действие новых впечатлений на грудничка, когда приходят гости. Люди приходили добрые, поиграли с младенцем, погукали с ним. После этого вечером он закатил истерику и угомонился только к полуночи. Нервная система перевозбудилась от новых впечатлений, и новорожденный не мог уснуть.
Настройка биологических часов грудничка
Полтора месяца после родов младенец свыкается с новыми условиями существования. В этот период приучать его к режиму бесполезно. После шестой недели жизни можно начинать приучение к ночному и дневному сну.
Присутствие мамы – лучшее снотворное. Человечек обладает в раннем возрасте совершенным обонянием. Если пахнет мамой, он спокоен и ничего не боится. При укладывании на ночь поможет чтение сказок или колыбельная. Ночью, если малыш проснулся, не нужно вести с ним беседы. Приучайте его к мысли, что ночью все спят, а не беседуют.