Как Развивает Лепка У Ребенка

Содержание

Девочки всем привет, как обычно делюсь с Вами своими советами и опытом молодой мамы, хочу рассказать о Как Развивает Лепка У Ребенка. Возможно некоторые детали могут отличаться, как это было у Вас. Всегда необходимо консультироваться у специалистов. Естетсвенно на обычные вопросы, обычно можно быстро найти профессиональный ответ на сайте. Пишите свои комменты и замечания, совместными усилиями улучшим и дополним, так чтобы все поняли как разобраться в том или ином вопросе.

Статьи

В чем польза лепки для детей?

Среди множества развлечений для детей, лепка является одним из эффективных и увлекательных занятий. Дайте ребенку в руки кусочек пластилина, и Вы увидите, как быстро он откроет для себя новый мир. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ решила разобраться, насколько важна и полезна лепка и к акую роль пластилин, глина или тесто могут сыграть в развитии вашего ребёнка.

Лепка способствует развитию почти всех процессов формирования ребёнка. Это принципиально значимое занятие в обучении и воспитании детей . Ребёнок видит , трогает , чувствует и даже изменяет то , что он создал . Разве не удивительно? Такое простое и увлекательное времяпрепровождение малышей очень хорошо воздействуют на их развитие в комплексе:

— С помощью лепки ребёнок может творчески выражать свои представления о мире , своё отношение к нему и понимание . Важно, что у малыша появляются свои мысли на этот счёт, своё мнение. Занятие лепкой позволяет ребёнку продумать образ будущей работы и реализовать его в творчестве . У него развивается воображение, он начинает представлять то, что будет делать.

— Благодаря лепке дети учатся организовывать свою работу и доводить её до конца. Это помогает ребёнку становиться самостоятельным. Малыш сам планирует работу, ставит перед собой определённые цели, достигает их и, если нужно, вносит поправки. Стоит отметить, что это очень важно, ведь детей к самостоятельности нужно приучать с самого детства. А лепка даёт возможность ребёнку выразить свою личность. Малыш делает так, как считает нужным именно он.

— Также лепка развивает мелкую моторику рук , благодаря тому что кисти рук приобретают хорошую гибкость . В будущем это поможет малышу в рисовании и письме .

— Самое удивительное , что мелкая моторика влияет даже на развитие речи . Всё просто : на кистях рук расположено множество точек , воздействуя на которые, можно влиять на внутренние органы . Вот почему логопеды, когда учат детей говорить, массируют им руки и ноги . Так что если ваш ребёнок не торопится говорить, вам, бесспорно, стоит купить домой пластилин.

— Помимо этого , занятия лепкой развивают головной мозг , у ребёнка подключается воображение , концентрируется внимание . Ребенок начинает воспринимать форму, вес, консистенцию, цвет. Он готов узнавать новое , запоминать и учится . В работе активизируются мыслительные процессы.

— Важно и ценно , что лепка не только повышает эффективность работы головного мозга , но и помогает ребёнку взглянуть на мир по — иному , увидеть прекрасное . Это развивает ребёнка в эстетическом направлении. И пусть малыш лепит что-то непонятное, размазывает пластилин по столу ― всё это не важно. Главное то, что он видит в этом какой-то смысл. Главное, что ребёнку интересно.

— Также за что вам стоит полюбить лепку , так это за то , что она обладает успокаивающим эффектом . Таким образом , занимаясь с детьми лепкой , вы можете выработать усидчивость , нормализовать сон , снизить активность и раздражительность ребёнка . Это тоже немаловажно, особенно если ваш ребёнок не может усидеть на месте и часто капризничает.

Мы приготовили для Вас несколько полезных ресурсов, где Вы сможете найти пошаговые мастер-классы по лепке разных поделок для детей . А если вдруг ребёнок отказывается лепить, попробуйте заинтересовать его и предложите сделать любимого героя из мультфильма. Тогда малыш точно не останется равнодушным и будет с большим энтузиазмом заниматься лепкой. В этом вам поможет канал на YouTube «Лепка из пластилина».

Вы соблюдаете назначения врача?
Да, они долго учились и многое знают.
48.03%
Нет, только советы бывалых мам.
14.47%
Соблюдаю, но думаю перед тем как принимать что либо.
37.5%
Проголосовало: 152

Занятие лепкой воспитывает в ребёнке терпеливость, упорство, старательность, внимательность. Все эти качества личности пригодятся ребёнку и во взрослой жизни, поэтому это стоит того, чтобы выделить время сейчас и заняться с малышом лепкой.

— Также за что вам стоит полюбить лепку , так это за то , что она обладает успокаивающим эффектом . Таким образом , занимаясь с детьми лепкой , вы можете выработать усидчивость , нормализовать сон , снизить активность и раздражительность ребёнка . Это тоже немаловажно, особенно если ваш ребёнок не может усидеть на месте и часто капризничает.

Чем полезна лепка из пластилина для детей и как правильно увлечь малыша

Лепка из пластилина – любимое занятие малышей и их родителей, которые во время создания зайчиков и ежиков могут спокойно заниматься своими делами. Однако польза этого творческого занятия намного больше, чем кажется на первый взгляд. Заниматься лепкой рекомендуют не только педиатры, но и логопеды. Чем полезно это увлекательное творчество и как заинтересовать ребенка, если ему не нравится работать с пластилином?

Лепка – полезное детское хобби

Известно, что лепка развивает не только воображение, но и моторику. Но это далеко не все полезные качества. Доказано, что лепка:

  • заставляет работать оба полушария мозга одновременно;
  • вырабатывает аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
  • способствует развитию речи;
  • развивает абстрактное мышление;
  • учит понимать пропорции деталей;
  • снижает возбудимость и раздражительность;
  • помогает избавиться от страхов (путем лепки пугающих персонажей);
  • повышает самооценку юного скульптура.

Создавая незамысловатые фигурки из пластилина, малыш становится более любознательным, учится экспериментировать и фантазировать. Если что-то не выходит с первого раза, поделку всегда можно переделать, что не всегда получается при работе с другими материалами и видами творчества.

Какой материал выбрать для дошкольника

Начинать лепить можно примерно с полутора лет и даже раньше. Важно только следить, чтобы юный скульптор не тащил «орудия труда» в рот. Для самых маленьких лучше выбирать безопасные материалы.

Для малышей есть разные материалы для лепки:

  • Пластилин – популярный и хорошо знакомый пластичный материал, но его рекомендуется покупать только для детей старше трех лет. Выбирая, отдавайте предпочтение наболее мягкому виду, иначе у маленького мастера просто не хватит сил, чтобы размять массу и придать ей нужную форму.
  • Восковой пластилин – более мягкий и пластичный, не требует разминания, легко склеивается, подходит для малышей.
  • Скульптурный пластилин – позволяет получить реалистичные фрукты и ягоды, подходит для лепки сложных животных и героев мультфильмов. Удобен в работе, не крошится и не засыхает. Ориентирован на детей от трех лет.
  • Тесто для лепки – мягкая и безвредная масса, идеальный выбор для самых маленьких «рукодельников». Можно приготовить соленое тесто самостоятельно. Но поделки из соленого теста затвердевают только после сушки. Естественным образом тесто высыхает очень долго, поэтому нужно использовать духовку.
  • Глина – подходит для совместных занятий с детьми, так как готовые поделки нужно запекать.
  • Полимерная глина – искусственный аналог натуральной. После запекания изделие похоже на пластик, не боится воды и тепла. Идеальна для игрушек, но подходит только для совместных занятий, так как требует запекания в духовке.
  • Самозастывающая масса (или самоотвердевающая полимерная глина, не требующая запекания) – новинка последних лет. Отличается пластичностью, приятна в работе. Готовые фигуры застывают на открытом воздухе за несколько часов и становятся прочными.

Как увлечь ребенка лепкой

Большинство малышей с удовольствием лепят из пластилина всевозможные фигурки. У кого-то сразу получаются узнаваемые персонажи, а кто-то фантазирует и создает новые образы. Но есть дети, у которых лепка не вызывает интереса. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять сына или дочь заниматься творчеством, задача стоит в другом – вызвать интерес и научить работе с незнакомым материалом.

1. Для начала дайте малышу кусочек массы для лепки и покажите, как ее можно мять и вытягивать, придавая различные формы. Пусть поймет, что кусок легко разделить на части и склеить в один ком или фигуру.

2. Затем слепите что-нибудь простое и узнаваемое малышом самостоятельно. Это может быть колобок, ежик, шишка, мяч, морковка. Главное, чтобы ребенок узнал эту фигурку и захотел сделать что-то подобное.

3. Заметив интерес, покажите маленькому скульптору, как работать с материалом – раскатывать колбаски, катать шарики и жгутики между ладонями. Не спешите просить ребенка слепить что-то конкретное, пусть знакомится с пластилином или тестом.

Для начала лепите вместе простые фигуры. Девочкам можно предложить слепить колобка, а мальчикам будет интересно сделать своими руками яркий мяч. Старайтесь избегать замечаний, пусть ребенок сам сделает то, что хочет, лучше разберите поделку по итогам, подскажите, как сделать результат более красивым и похожим на прототип. Малышам не показывайте лепку вареников, пирожков и другой еды, чтобы избежать опасной «дегустации».

Из пластилина можно не только лепить объемные фигуры, но и создавать картины или панно, взяв за основу твердую поверхность. Посмотрите мастер-класс по изготовлению магнита для холодильника с яркой свинкой, выполненной в технике спиралек. Аналогично можно создавать более сложные композиции.

Малышам можно предложить выложить на пластике или ламинированном картоне простой цветочек, например, одуванчик или ромашку, небо с солнышком или звездами. Для правильных геометрических фигур есть трафареты и формочки, а для создания рельефов – стеки.

Детей постарше, которые уже понимают, что детали нельзя тащить в рот, научите сочетать пластилин с декором из бусин и пуговиц, природными материалами. В итоге получатся красивые поделки, игрушки и подарки для бабушек.

Чтобы лепка из пластилина доставляла ребенку удовольствие, не превращайте ее в обязательное занятие и не становитесь строгим учителем. Пусть малыш экспериментирует с недорогим и простым пластилином или тестом так, как ему хочется. И только после того, как маленькому творцу понравится лепить, покажите ему, что можно сделать из пластилина, и заинтересуйте в дальнейшем развитии.

  • Пластилин – популярный и хорошо знакомый пластичный материал, но его рекомендуется покупать только для детей старше трех лет. Выбирая, отдавайте предпочтение наболее мягкому виду, иначе у маленького мастера просто не хватит сил, чтобы размять массу и придать ей нужную форму.
  • Восковой пластилин – более мягкий и пластичный, не требует разминания, легко склеивается, подходит для малышей.
  • Скульптурный пластилин – позволяет получить реалистичные фрукты и ягоды, подходит для лепки сложных животных и героев мультфильмов. Удобен в работе, не крошится и не засыхает. Ориентирован на детей от трех лет.
  • Тесто для лепки – мягкая и безвредная масса, идеальный выбор для самых маленьких «рукодельников». Можно приготовить соленое тесто самостоятельно. Но поделки из соленого теста затвердевают только после сушки. Естественным образом тесто высыхает очень долго, поэтому нужно использовать духовку.
  • Глина – подходит для совместных занятий с детьми, так как готовые поделки нужно запекать.
  • Полимерная глина – искусственный аналог натуральной. После запекания изделие похоже на пластик, не боится воды и тепла. Идеальна для игрушек, но подходит только для совместных занятий, так как требует запекания в духовке.
  • Самозастывающая масса (или самоотвердевающая полимерная глина, не требующая запекания) – новинка последних лет. Отличается пластичностью, приятна в работе. Готовые фигуры застывают на открытом воздухе за несколько часов и становятся прочными.

Лепка для малышей

Лепка для малышей: зачем нужна лепка малышам?

Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение.

В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.

Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).

Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.

В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).

Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).

Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.

Лепка для малышей: с какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?

Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.

На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.

На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки , на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.

Лепка для малышей: материалы для лепки с ребенком раннего возраста

Первое — это тесто для лепки (безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов).

Рецепт теста для лепки для детей от 10 до 12 месяцев: 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла (в тесто не добавляем соль). В воду можно добавить свежевыжатый сок свеклы – получится розовый цвет. Но он сохранится только на сутки, максимум на двое суток.

Рецепт соленого теста для лепки для детей от 1 года до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем, 2 столовые ложки растительного масла. Краситель берет пищевой, который используется для окрашивания пасхальных яиц и кондитерских изделий (берем ½ или ¼ пакетика одного цвета на эту порцию теста). Тесто не прилипает к рукам, хорошо держит форму. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике. Лучше заранее сделать несколько цветов теста.

Читайте также:  Если Во Время Овуляции Произошло Зачатие Какая Будет Базальная Температура

Фигурку из такого теста можно запечь в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. Если сушить фигурку на воздухе – то тогда фигурка толщиной в 1-2 см будет сушиться 10 дней.

С детьми 2 лет и старше можно использовать для лепки разные материалы: массу для лепки, пластилин, соленое тесто.

Глина – прекрасный природный материал для лепки, который полезен еще и в психологическом плане. Глина прекрасно снимает напряжение! Если Вы хотите полепить из глины с малышом, то купите в магазине глину светлого цвета. Глина темного цвета часто пугает маленьких детей, и они отказываются из нее лепить (боятся испачкаться). Глину нужно хранить в плотно завязанном пакете в холодильнике, так как она быстро засыхает.

Готовое выпускаемое промышленностью тесто или массу для лепки желательно покупать классическое, не ароматизированное (без запахов ванили и других подобных запахов).

Второе – клеенка для защиты стола от пластилина или теста. А также доска для лепки и влажная тряпочка. Это приучает к аккуратности. Главная причина, почему нам не обойтись без этих предметов – при их использовании нам не нужно будет использовать запреты ребенку (не трогай – запачкаешь), не надо будет его дергать. Даже если малыш запачкает клеенку – стол останется чистым, а клеенка легко отмоется.

Сразу же приучайте ребенка, что лепим мы только на клеенке и сразу же убираем за собой. Сначала это будете делать Вы, потом малыш привыкнет к порядку и начнет Вам подражать. Он будет знать правило – лепим за столом на клеенке, после лепки всё убираем на место.

Доску для лепки лучше иметь цвета потемнее, чтобы на ней хорошо были видны светлые детали из теста или пластилина, их форма. По размеру она должна быть не меньше размера альбомного листа (Не советую покупать маленькие доски для лепки. Они очень неудобны в лепке с малышами).

Влажная тряпочка должна быть рядом на столе. Она нужна, чтобы вытирать руки (малышу нужно будет показать, как это делается).

Третье – если Вы боитесь, что ребенок запачкает одежду, то наденьте на его ручки нарукавнички (это «труба», сшитая из легко стирающейся непромокаемой ткани и надевающаяся от запястья до локтя на ручку ребенка) и фартук. Вы будете спокойны, что малыш не испачкает одежду, и он сможет лепить свободно и радостно. Ваши эмоции и Ваше спокойствие очень важны – ведь ребенок их «считывает» мгновенно и хорошо чувствует Ваше эмоциональное состояние. И если мама постоянно переживает, что что-то мы запачкаем – то ребенок не будет лепить с удовольствием. Также если Вы боитесь за пол и его чистоту (например, у вас дома ковровое покрытие – то вместо переживаний можно просто защитить заранее пол — просто постелить на него пленку).

Четвертое. Дополнительно можно приобрести стеки для пластилина (они обычно прилагаются к набору пластилина) – с их помощью можно наносить разные узоры на поверхность изделия.

— место для лепки и все предметы должны быть подготовлены мамой заранее, до игры – занятия с ребенком, так как маленький ребенок не может долго ждать – ему надо сразу же действовать.

— ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)

Лепка для малышей: как заниматься лепкой с малышами?

Первый этап. Знакомство с материалом.

Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.

Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!

Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:

  • пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
  • нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
  • подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
  • пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
  • смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета. Покупая пластилин для лепки – посмотрите на упаковке инструкцию. Производители всегда указывают, можно ли смешивать цвета пластилина, получая новые оттенки. Желательно для малышей покупать пластилин, в котором можно смешивать разные цвета и получать новые оттенки.

Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).

  • Можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него «пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.

Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.

Это важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой

  1. от знакомства малыша с материалом ( исследовательские действия)
  2. к использованию его по назначению (для лепки)
  3. и далее к развитию интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.

Полезный совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать ему разные игровые задания: «спрячь горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка, давай попробуем!»

Лепка для малышей: основные приемы лепки с детьми раннего возраста

  • раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску),
  • скатывание кусочка в шар,
  • сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску),
  • получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,
  • отщипывание кусочков,
  • прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.

Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).

Лепка для малышей: важные моменты организации игровых занятий с малышом дома

— Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.

Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.

Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!

Еще один пример: мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.

ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.

Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.

— Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).

— Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.

Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? ( гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.

Пример такого разговора про птичку до ее лепки (автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «
Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»

— Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.

— Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:

  • Первый день – учимся скатывать шарик.
  • На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
  • Далее делаем перерыв 2-3 дня.
  • И снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).

Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.

В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.

Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.

— Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.

Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.

Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.

Лепка для малышей: лепка для детей 1- 2 лет

Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.

Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.

Лепка для детей 1-2 лет: варианты игровых заданий

«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку, отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.

«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».

«Покорми курочку и петушка». В следующий раз на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!

Игра «Ау». Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите : «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»

Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.

  • Пример 1. Сами скатайте много шариков. И предлагайте ребенку шлепать по ним ручкой, делая из них оладушек или блины (прием Ю. А. Разенковой) и говоря каждый раз: «шлеп, шлеп, шлеп». Положите все ваши оладушки или блинчики на кукольную тарелку и угостите кукол.
  • Пример 2. Вы можете сами лепить на глазах ребенка любые простые поделки – мышку, мишку, зайку — и комментировать свои действия. Называйте части предмета, их цвет, размер, форму: «Вылеплю глазки. Где у мишки ушки? Вот ушки. А у Вани где ушки (имя ребенка)? Вот ушки! У Вани большие ушки, а у мишки – маленькие ушки. Круглые! Вот какие! А что дальше слепим?»

Лепка для малышей: лепка для детей 2-3 лет

В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.

Чему мы можем научить малыша в 2-3 года на игровых занятиях лепкой: наши задачи

  • лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),
  • соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
  • раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),
  • сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),
  • делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),
  • соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),
  • лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).

Лепка для детей 2-3 лет: последовательность обучения лепке

В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.

Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.

Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).

  • Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
  • Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
  • Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).

Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).

  • Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
  • Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
  • После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).
Читайте также:  Какой Должна Быть Базальная Температура Если Произошло Зачатие

Лепка для детей 2-3 лет: варианты игровых занятий по этапам с постепенным усложнением задач

Первый этап: ознакомление с материалами

Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),

Норка для мышки (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).

Второй этап – осваиваем раскатывание кусочка в длину (колбаски)

  • слепим карандаши для мишки или для любой другой игрушки (учим раскатывать колбаски),
  • слепим веточку для птички (колбаска),
  • лепим угощения – колбаски для щенков (раскатываем кусочки пластилина в «палочки- колбаски» и складываем угощения в игрушечную тарелку, угощаем им игрушки),
  • слепим забор (Раскладываем слепленные палочки – колбаски на доске как забор. Например, нужно спрятать петушка от лисы, построив забор, через который лиса не пройдет),
  • слепим лесенку (Раскладываем на листе бумаги вылепленные нами колбаски как лесенку. Сначала делаем длинные две вертикальные палочки. Затем между ними как ступеньки выкладываем горизонтальные палочки),
  • самолет (соединение двух палочек в фигурку самолета),
  • елочка (Раскладываем палочки как елку на доске для лепки. Одна длинная колбаска в центре – это ствол елочки. Другие зеленые колбаски размещаем по сторонам наклонно – это ветви елочки),
  • домик из бревен (железнодорожная станция, автобусная остановка из бревен): лепим много одинаковых палочек и складываем из них строение (по типу складывания бревенчатого дома или колодца из бревен), крышу можно сделать из прямоугольного куска картона или фанеры.
  • баранки (соединение колбаски в колечко),
  • колечки для пирамидки (соединение колбаски в колечко),
  • браслеты для куколок (соединение колбаски в колечко),
  • другие варианты (ребенок может сам придумать, на что похожа его палочка из пластилина: это косточка для собаки, это огурцы, это дождевые червяки, это будут морковки, если один конец палочки сделать узким и острым),
  • улитка (Вариант 1. Выкладывание на доске для лепки: скручивание колбаски в спираль. Вариант 2: «улитка ползет». Ставим нашу спираль на ребро, один конец вытягиваем вверх и отклоняем в сторону от раковины – получилась голова улитки),
  • пенек для Машеньки и медведя (короткая широкая колбаска: «Сядь на пенек, съешь пирожок», на пенек может прискакать и сесть зайка, лисичка, птичка),
  • ленточка (речка, дорога) – расплющивание колбаски в полоску,
  • шарфик для снеговика (шарфики для зверюшек) – расплющивание колбаски в полоску,
  • морковка для зайчика (при раскатывании делаем нажим с одной стороны, и получится не палочка, а «морковка» с острым концом с одной стороны),
  • змея (Делаем длинную «колбаску» из пластилина, изгибаем ее как змею. Разрезаем один конец «колбаски» – это будет рот, голова змеи. Делаем из семечек глаза змеи. Можно размещать змею по разному: а) в спираль – это «змея спит» или б) извилистой линией – это «змея ползет»),
  • гнездо для птенчика (раскатываем вместе с ребенком очень много тонких колбасок – палочек и из них в хаотичном порядке складываем гнездо, помогаем птичкам «построить гнездо»),
  • мостик (соединяем палочки в мостик в соответствии с Вашей задумкой, есть много разных вариантов).

Третий этап – осваиваем скатывание шара

  • слепим шарики и поиграем с ними (малыш лепит шарики и потом играет с ними — катает их с горки, прокатывает их в воротца),
  • лепка колобка для бабушки и дедушки,
  • лепка клубочков для котенка ( котенок любит играть с клубками),
  • лепка мячиков,
  • лепка погремушки (шарик + колбаска),
  • яблочко (Лепим шар и делаем в нем сверху и внизу пальчиком небольшое углубление. По желанию ребенка можно дополнить поделку зеленым черенком с листочком: а) раскатать из зеленого пластилина тонкую палочку – черенок, б) затем скатать шарик из пластилина зеленого цвета, чуть сплющить его – получится овальный листочек яблочка, прикрепить листочек к черенку на яблоко),
  • помидор (делается аналогично яблочку, но без черенка и листочка),
  • лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки),
  • малина для мишки (также красные шарики – ягоды),
  • конфета (лепка шариков – конфет для куклы, она будет угощать ими своих друзей на Дне рождения),
  • бусы (лепим разноцветные шарики одного размера. Для этого сами поделите кусок пластилина на равные части одинакового размера и дайте их ребенку. Готовые бусины мы прикрепляем на нитку),
  • пирамидка из шаров (Лепим шары разного размера – для этого заранее подготовьте и дайте ребенку кусочки пластилина разных цветов и разного размера. Затем складываем из них пирамидку – на самый большой шар ставим шарик поменьше, далее находим и ставим шарик еще меньше. На верхушку прикрепляем бусинку или маленький яркий шарик из пластилина),
  • слепим снеговика (Скатываем 3 шарика разного размера, ставим их друг на друга в соответствии с размером, украшаем пластилинового снеговика семенами или горошинками для глаз, соломинкой для носа и т.д.),
  • лепка птички или цыпленка (Лепим два шарика, накладываем их один на другой, глаза делаем из горошинок или семечек, хвостик – из перышка, клювик делаем прищипыванием – вытягиваем кусочек пластилина от шарика – головы вперед так, чтобы получился клюв),
  • лепка зайчика (Делим кусок пластилина пополам. Из первого куска скатываем большой шар – туловище. Второй кусочек делим снова пополам. Из первой части лепим маленький шар – головку. Оставшуюся часть снова делим пополам – получаются две колбаски – ушки. Глаза делаем из природного материала – горошинок, семечек),
  • лепка кошки, мишки, мышки, собачки. Голова и туловище – из шариков. Ушки делаем прищипыванием. Дополняем образ усами (тонкий пластиковый жесткий жгут), глазками (семечки, горошинки),
  • неваляшка (Туловище – большой шар, голова – маленький шар, ручки – два самых маленьких шарика, платье неваляшки украшаем семенами, глазки также делаем из природного материала),
  • гусеница (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем из семечек глаза и рот),
  • огурцы (скатываем из зеленого пластилина шарики, и далее раскатываем их в палочку – цилиндр, получили огурцы),
  • бананы (делаем аналогично огурцу, но из пластилина желтого цвета и сгибаем в форме банана).

Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:

  • лепим блины (Покажите, как расплющить шар в лепешку – нажать на него ладошкой. Напеките блинок для куклы, положите их на игрушечную тарелочку. Пусть кукла угощает все игрушки своими блинами за чаем!),
  • делаем витамины для куклы (делаем маленькие разноцветные шарики и сплющиваем их в «лепешки» — таблетки),
  • оладушки (помогаем бабушке испечь на завтра оладушки: сплющиваем мелкие шарики в лепешки, кладем на кукольную тарелку и угощаем),
  • слепим мягкий коврик для игрушечной киски (расплющивание и прикрепление мелких деталей на основу),
  • гриб (лепим палочку – цилиндр. Скатываем шар и сплющиваем его в диск. Прикрепляем «шляпку» гриба к его «ножке»),
  • солнышко (лепим шар, сплющиваем его в «лепешку» — диск. Далее лепим палочки – цилиндры. Сплющиваем их в полоски. Раскладываем полоски вокруг центра солнышка. Глаза, носик, ротик солнышка делаем из семян или рисуем стеком,
  • черепаха (скатываем шарик, сплющиваем его. Берем маленький кусочек пластилина и скатываем шарик для головы черепахи. Берем еще 4 маленьких кусочка пластилина и раскатываем их в палочку – колбаску, делаем из них ножки черепахи),

Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.

Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!

Книги по лепке для малышей

Эту статью я написала по вашим письмам и вопросам ко мне. И в концее ее по просьбам читателей сайта «Родная тропинка» я даю перечень книг, которые могу рекомендовать по данной теме — лепке для самых маленьких детей от года до трех лет.

Литература по лепке с детьми раннего возраста в помощь маме и педагогу: ссылки даю ниже на Лабиринт, чтобы можно было посмотреть развороты книги, разделы, прочитать отзывы.

1. [urlspan]Янушко Е. Лепка с детьми раннего возраста. 1- 3 года. — М., 2014. [/urlspan]В книге даны конспекты игровых занятий по лепке с малышами — эта полная энциклопедия лепки с детьми раннего возраста, но картинок в книге нет. Хотя нарисовать их самим достаточно просто.

Разделы книги (каждый раздел — это цикл игровых занятий с детьми по данной технике лепки):
— волшебное тесто,
— пластилиновые крошки,
— пластилиновые прятки,
— пластилиновая печать,
— пластилиновая мозаика,
— пластилиновые кусочки,
— пластилиновые колбаски,
— пластилиновые раскраски,
— пластилиновый коллаж,
— пластилиновые бусы,
— пластилиновые пирожки,
— рисование на пластилине,
— пластилиновые поделки.

2. [urlspan]Янушко Е. Альбом «Лепим с малышом. Пластилин и тесто» [/urlspan]- красочное пособие для домашних занятий с детьми по лепке. Уже готовые игровые сюжеты, которые нужно только провести со своим ребенком. Даны готовые картинки. В книге три части:

— Первая часть: скатывание шарика (лепка ягод рябины, винограда, конфет, витаминок, снега за окном.
— Вторая часть: пластилиновые прятки.
— Третья часть: игры для ознакомления с пластилином

— Первая часть: полоски и кружочки из пластилина.
— Вторая часть: объемные картинки из пластилина на картинке — основе.
— Третья часть: лепим из теста.

У этого же автора есть и другие красочные отдельные небольшие альбомы по лепке для детей от 1 года до 3 лет: «Пластилиновые угощения», «Пластилиновые ягодки», «Пластилиновые змейки», «Пластилиновые пятнышки», «Пластилиновые полоски». Описание всех игровых занятий по лепке с малышами из данной серии «пластилиновых книг» Вы найдете в первой полной книге автора «Лепка с детьми раннего возраста» по ссылке выше. А в отдельных альбомах для детей представлена данная же система игр просто в другой форме, более удобное для семьи — с готовыми картинками.

4. [urlspan]Лыкова И.А., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых.[/urlspan]. Это книга по лепке кондитерских изделий — пряничных домиков, разных видов пирожков вместе с детьми. Для тех, кто любит печь.

5. Из давно изданных книг, которые уже не приобрести, но можно найти в интернете: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М.. 1992. Книга для педагогов.

Лепка для малышей: словарь лепки. Как правильно называть действия в лепке

Отщипывание — отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.

Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).

Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.

Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).

Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.

Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.

Вдавливание — получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.

Еще материалы для занятий с детьми от 1 года до 3 лет Вы найдете в статьях сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

— ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)

Чем полезна лепка из пластилина и как освоить увлекательное хобби

Традиционно лепка из пластилина воспримется как занятие для детей, но в этом хобби люди всех возрастов могут почерпнуть для себя не только удовольствие, но и пользу.

Польза лепки для малышей и взрослых

Занятия лепкой во многих странах в обязательном порядке вносят в программы детских садов и школ. Доказано, что работа с пластилином:

  • способствует развитию мелкой моторики;
  • улучшает координацию движений;
  • учит одновременно работать оба полушария головного мозга;
  • развивает образное мышление;
  • раскрывает творческие способности;
  • делает активного ребенка более усидчивым;
  • повышает внимательность;
  • знакомит с цветами и возможностью получения новых оттенков;
  • нормализует эмоциональное состояние, что особенно важно для гиперактивных детей;
  • улучшает речь;
  • помогает в дальнейшем быстрее научиться писать и рисовать.

Творческие опыты с пластилином не снижают самооценку, так как любую не получившуюся поделку легко поправить или превратить в новую не менее красивую фигурку. Лепка учит достигать цели и добиваться результата.

Есть и косвенная польза – дети отвлекаются от телевизоров и компьютеров, а значит, в процессе занятий отдыхают глаза. Если приучить ребенка лепить из пластилина по вечерам, он будет успокаиваться перед сном и спокойно спать ночью.

Для взрослых лепка не менее полезна. Медики рекомендуют разминать пластилин и лепить простые фигурки людям, пережившим инсульт, заметившим ухудшение памяти и нарушение координации движений. Известно, что на кончиках пальцев находится множество рефлекторных зон, массаж которых улучшает состояние организма и работу вегетативной нервной системы.

Взрослые люди машинально начинают что-то теребить в руках во время стресса, мять бумагу или сжимать кулаки. Для борьбы со вспышками гнева придумали «жвачку для рук» – альтернативу, не пачкающую ладони.

Не спешите идти в магазин за упаковкой пластилина, чтобы не растеряться перед витриной, изучите, какие виды бывают и чем они отличаются.

Из чего делают классический пластилин

Хорошо знакомый людям старшего поколения классический пластилин появился в конце девятнадцатого века. Как это часто бывает, материал для лепки придумали в одно время разные люди в Германии и Великобритании. Состав массы был основан на природной глине, воске и жирах.

В состав классического современного пластилина для детей входят:

  • каолин (белая пластичная глина);
  • парафин или воск – природные пластификаторы, благодаря которым масса размягчается от тепла рук и застывает в поделке;
  • жиры животного или минерального происхождения (отсюда жирные пятна на бумаге и одежде);
  • церезин – воскообразное вещество из смеси твердых углеводородов;
  • красящие пигменты.

Состав у разных производителей отличается в зависимости от марки: М (мягкий) и Т (твердый). Для получения нужных свойств в массу добавляют цинковые белила, серу, канифоль, машинное масло.

В наборах пластилина для лепки бывает разное количество цветов. Для начала можно купить упаковку, в которой двенадцать разноцветных брусочков. Для сложных поделок нужны комплекты, включающие не менее шестнадцати оттенков.

Пластилин, изготовленный на основе глины, относительно твердый. Чтобы сделать массу пластичной, кусок нужно некоторое время разминать в руках. Как раз на этом этапе лепка приносит больше всего пользы, но малышам и людям с ослабленным здоровьем сложно добиться результата.

Восковая масса для лепки

Для детской лепки из пластилина лучше выбирать мягкие и безопасные материалы на основе воска. Пластичный восковой пластилин не требует длительного разминания и практически сразу готов к работе. Скреплять между собой детали из восковой массы тоже проще, достаточно прижать их друг к другу.

Помимо воска в состав входят парафин, стеарин, красители, пластификаторы, другие добавки. Если производитель не использовал вредных веществ, такой продукт не вызовет аллергии и кожных неприятностей.

Однако восковой пластилин капризен в хранении, боится теплого воздуха и солнца. Такие поделки менее долговечны. Для малышей – идеальный выбор, а для взрослых лучше взять другой тип пластилина, чтобы кропотливо созданная красота радовала как можно дольше.

Читайте также:  Как Выглядит Эмбрион При Аборте, Когда Он Выходит

Скульптурный пластилин для долговечных поделок

Скульптурный пластилин для лепки выбирают не только любители, но и профессионалы, в том числе студенты художественных школ и будущие скульпторы. Главное отличие материала – пластичность, из него можно создавать миниатюрные детали с высокой точностью и четкостью.

Продукт этого вида создают на основе пчелиного воска, природной глины, талька, масел пластификаторов. Как правило, массу не окрашивают в яркие цвета, а оставляют натуральные оттенки. Благодаря этому можно лепить реалистичные скульптуры, маски, статуэтки. Если нужны яркие поделки (кулинарные миниатюры, игрушки, украшения), их не составляет труда окрасить.

Яркие шарики для детского творчества

Пластилиновые шарики похожи на мелкий разноцветный горошек или крупу пшено. В основе материала лежат миниатюрные шарики из пенопласта, склеенные невидимым полимерным клеем. Во время лепки фигуры шариковая структура сохраняется. Детям очень нравится лепить из ярких шариков. Масса легко принимает нужную форму.

Шариковый пластилин бывает мелкозернистым и крупнозернистым (диаметр одного шарика более 1 мм). В зависимости от клеящего вещества материал подразделяют на застывающий и многократного применения. Первый постепенно застывает, подходит для сувениров и украшений. Фигурку с незастывающим клеем при желании легко разобрать и создать что-то другое.

Пенопластовые шарики можно использовать в комбинации с другими видами пластилина. В итоге получаются оригинальные игрушки, аппетитная миниатюрная еда и многое другое.

Необычные новинки с различными свойствами

Производители продолжают эксперименты, в результате которых на прилавках появляются новые материалы для лепки:

  • Флуоресцентные пластилиновые поделки светятся в темноте, набирая свет днем. Из такого материала получаются интересные фигурки для интерьера детской комнаты и новогодние игрушки.
  • Перламутровый пластилин удобно применять для выделения отдельных деталей. Например, для лепки платья для куклы или хвоста попугая.
  • Резиновый пластилин очень эластичен, растягивается и сгибается в любых направлениях, не ломаясь. Но если готовую поделку запечь, она станет прочной и монолитной. Подходит для практичных игрушек и украшений – не боится воды и не бьется. Можно делать гибкие и монолитные поделки – вопрос в запекании.
  • Полимерная масса для лепки создана на основе полимеров и пластификаторов. Материал не требует запекания, изделия застывают на воздухе и становятся прочными.
  • Пластилиновое мыло придумали для творческих натур. По сути, это мыльная основа, из которой можно лепить в привычной технике. Для соединения деталей используют воду. Готовое мыло можно применять по назначению.

  • Съедобный пластилин идеален для детского творчества, так как абсолютно безопасен. Главный ингредиент – кондитерский марципан. Это лучший материал для лепки кулинарных миниатюр, фруктов, экзотической еды.
  • Самозатвердевающий пластилин на основе гипса – профессиональная масса для лепки, из которой можно создавать скульптуры, сувениры, панно, лепнину, декоративную посуду. Изделия не нужно запекать, они отвердевают на воздухе.

Если вы хотите попробовать в лепке разные виды пластилина, поищите наборы, в которые включено несколько материалов и инструменты для работы с ними.

Как сделать массу для лепки своими руками

Если у вас нет возможности купить пластилин на растительной основе, сделайте массу для лепки своими руками. Доступный самодельный материал – соленое тесто. Отвердевание поделок длится долго, для ускорения процесса используют сушку в духовке при невысоких температурах. Рецепт теста и основы процесса смотрите в нашей инструкции.

Тесто для лепки легко сделать цветным, добавляя пищевые красители или соки ярких овощей и фруктов, например, свеклы и шпината. Готовые изделия расписывают красками и покрывают лаком, делая их долговечными и устойчивыми к влаге. Из соленого теста получаются красивые панно, игрушки, сувениры, магниты на холодильник.

Еще один простой домашний пластилин можно приготовить из крахмала и бальзама для волос. Просто смешайте полстакана картофельного крахмала с ¾ стакана бальзама, хорошо замесите, добавьте красители. Конечно, тратить на это дорогой кондиционер не стоит, а если вашим волосам новый бальзам не подошел, то утилизируйте его в дело.

Техника лепки и инструменты

Если вы просто поставите малышу упаковку с пластилином, чуда не произойдет. Придется потратить немного времени, чтобы юный мастер полюбил незнакомое ему творчество.

Базовые приемы и общие правила

Специалисты рекомендуют знакомить детей с лепкой с полутора лет, но только под контролем взрослых и выбрав безопасный пластилин. Для самых маленьких скульпторов подойдет восковой – он на натуральной основе и легко разминается, не требуя усилий.

Не спешите демонстрировать ребенку поделки – даже самые простые покажутся ему сложными. Начните с освоения базовых приемов. Покажите, как отрывать кусочки, скатывать колбаски, шарики, колобки и лепешки. Подскажите, как их соединить. Научите, как из двух разных цветов получить другой оттенок.

Позже переходите к узнаваемым фигуркам, выбирая самые простые. Пусть это будет простейший цветочек, солнышко, травка, бублик, божья коровка. Постепенно усложняйте задачу, научите пользоваться формочками и инструментами для рельефов. На этом этапе хорошим подспорьем станут пошаговые уроки с фото. Возьмите за основу наш МК по лепке аппликации с маками или веселого поросенка.

Взрослым и пожилым людям, забывшим с возрастом, как лепить из пластилина, тоже не стоит сразу браться за сложные работы. Если речь идет исключительно о терапевтическом эффекте, например, после инсульта, то пусть человек просто работает с массой, разминая ее в руках.

Если же вы решили освоить новое хобби не только ради пользы, но и для эстетического удовольствия, начинайте с несложных фигур или панно. Потренировавшись на детских инструкциях, попробуйте создать картину из пластилина. Такую не стыдно повесить в гостиной.

Какие инструменты нужны для лепки

Чтобы создавать красивые поделки из пластилина, одних рук мало, нужны специальные инструменты. Самые необходимые производители могут включать в комплект, а дополнительные нужно приобретать отдельно.

Доска для лепки защищает стол от пачкающих материалов и упрощает расплющивание, раскатывание колбасок, формирование различных фигурных деталей. Доски делают из пластика и силикона. Есть полностью гладкие, а есть с частично рифленой поверхностью для создания фактуры. Обычная разделочная доска не подойдет, так как к специальной материал не липнет.

Ножи для работы с пластилином предназначены для разделения брусочка на куски и удаления лишнего. Также с их помощью можно придавать поделкам рельефы и наносить несложные узоры. Ножи делают из пластика, дерева, металлов. Лезвия бывают гладкими и фигурными, линейными и дисковыми (как для пиццы). Острые лезвия здесь не нужны, главное, чтобы к ним ничего не прилипало.

Линейка пригодится для измерения деталей. Далеко не все могут на глаз определять пропорции. Для работы подойдет обычная пластиковая линейка длиной 10-20 см. Может потребоваться циркуль и транспортир, чтобы получить ровный круг и нужный угол.

Стек – важный помощник, без которого лучше и не начинать занятия лепкой из пластилина. Стеками формируют рельефы и выемки, наносят материал на поверхности (для аппликаций), создают рисунки. Стеки бывают разных форм:

  • для точечных вмятин нужен инструмент с шариком на конце;
  • для разглаживания поверхности – с лопаткой;
  • для узоров – с тонким острым наконечником;
  • для рельефа – с зубчиками по типу пилы.

Для детского творчества лучше приобрести пластиковые стеки, они хоть и могут сломаться, более безопасные и легкие.

Скалка – весьма полезный инструмент для лепки в более сложных техниках. Скалка нужна для раскатывания пластилина в ровный и гладкий пласт. Такие детали актуальны при создании панно, картин и открыток. Для начала можете воспользоваться небольшой стеклянной бутылкой. Если налить внутрь теплую воду, то материал быстрее размягчится.

Молды – это инструменты, облегчающие создание фактуры. Прижав молд к пластилиновой заготовке, легко получить аккуратную фигуру. Молды удобны для лепки из пластилина мелких цветов, листиков, ягод в большом количестве. Чтобы сделать идеальный лист дерева вручную, придется не только кропотливо выводить прожилки, но и изучить устройство листка.

Текстурные листы нужны для быстрого придания текстуры пластилиновым кускам и раскатанным пластам разного размера. С помощью текстурных поверхностей легко получить и маленькую деталь для аппликации, и фон картины. Например, морские волны или песчаный берег.

Помимо специальных инструментов для лепки из пластилина можно и нужно пользоваться подручными средствами. Поищите дома красивые фактурные пуговицы, флаконы от духов с рифленой поверхностью, монеты. Пригодятся формочки для печенья, трафареты и другие неожиданные вещи.

Тонкости лепки и полезные хитрости

Классический пластилин капризен в работе. Его пластичность зависит от температуры окружающей среды и свежести. Перед лепкой кусочек нужно хорошо размять в руках, пока масса не станет поддаваться формовке и хорошо склеиваться.

Чтобы размягчить слишком твердый пластилин, поместите его в непромокаемую емкость и опустите в теплую воду. Например, можно положить куски в стеклянную банку, которую потом поставить в кастрюлю с горячей водой.

Другая проблема – из слишком мягкого пластилинового листа сложно вырезать мелкие детали. Здесь нужно действовать наоборот – поместить брусок в холодильник на короткое время или опустить в холодную воду в непромокаемом пакете.

При всей пластичности пластилиновые детали не всегда получается крепко соединить друг с другом. Чтобы голова игрушки для кукольного театра не отваливалась, используйте для крепления спички или зубочистки. Если деталь изогнута, усилить крепление можно ниткой или леской. Только не используйте иголки! Это опасно!

Пластилин отлично сочетается в поделках с другими материалами, в том числе природными. Добавляйте шишки, желуди, макароны, мелкие игрушки. Посмотрите, какую пластилиновую черепаху можно сделать своими руками из морских камней.

Большинство видов пластилина боятся контакта с воздухом. Чтобы предотвратить высыхание, храните оставшийся от мастер-класса продукт в плотно закрытых пластиковых коробках. В магазинах продаются коробочки с отделениями для разных цветов.

Даже если руки после лепки кажутся чистыми, их нужно обязательно вымыть теплой водой с мылом. Не забывайте, что в составе находятся не только растительные компоненты.

Что слепить из пластилина: пошаговые МК для детей и взрослых

Чтобы вы не успели «остыть», предлагаем сразу же перейти к нашим мастер-классам по лепке из пластилина для детей разного возраста и взрослых. Мы подготовили инструкции различного уровня сложности, чтобы каждый нашел для себя поделку по силам и талантам.

Яркий лев Боня с пышной гривой подойдет для лепки детям дошкольного и школьного возраста. В работе использован классический пластилин и нехитрые инструменты.

Миниатюрная фиалка в горшочке украсит кукольный домик или станет оригинальным подарком бабушке на 8 Марта. Для взрослых создание миниатюры поможет успокоиться и отвлечься от суеты дня.

Лепить животных из пластилина нравится детям всех возрастов. Эта свинка в нарядном платье настолько мила, что не оставит равнодушными ни девочек, ни мальчиков.

Магнит на холодильник с забавным поросенком рекомендован для лепки детьми от 10 лет и взрослым. Если взять отвердевающую массу для лепки, то магнит не будет бояться пыли и уборки.

Научитесь делать пластилиновые цветы, следуя инструкции по лепке этой роскошной астры. В дальнейшем такой цветок подойдет для украшения открытки или панно.

А нежную голубку можно поместить на картину, фоторамку, топиарий или превратить в магнит. Размеры можете пропорционально увеличить, чтобы получить птицу побольше.

Для пластилиновых фруктов идеальна масса из марципана, но можно взять и любой другой материал.

Обучая лепке из пластилина маленького ребенка, избегайте съедобных на вид поделок из несъедобного сырья. Малышам все хочется попробовать. Вероятность того, что дочь или сын потащит в рот клубнику выше, чем дегустация льва или черепахи.

Из пластилина можно создавать поделки для себя и в подарок, персонажей сказок и «актеров» кукольного театра, героев домашних мультипликационных фильмов, аппликации и картины, миниатюры еды, техники и мебели. Если вы хотите получить более долговечные изделия, освойте лепку из полимерной глины.

Пенопластовые шарики можно использовать в комбинации с другими видами пластилина. В итоге получаются оригинальные игрушки, аппетитная миниатюрная еда и многое другое.

Чем полезна лепка

Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы — от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. Занятие это не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней.

Для умственного развития

• Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша, координацию движений, память и логическое мышление.

• Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.

• Когда он создает из стандартных кусочков пластилина новые формы или смешивает цвета, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, проявляются творческие способности.

• Когда малыш двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.

• Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом.

• Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение, творческие способности и образное мышление.

Для здоровья и эмоционального состояния

• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.

• Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность.

• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.

• Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить ее, чтобы получилось что-то хорошее.

• Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.

• Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой.

• Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.

• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.

• Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.

• Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

Для развития личности

• Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша, продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое начало.

• Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой».

• Работа с материалом, которому при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться.

• Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое умение для достижения нужного результата.

• Помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

• Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах окружающего мира, тренируется зрительное восприятие.

• Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и развитии у него чувства прекрасного.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

• Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.

http://deti-club.ru/chem-polezna-lepka-iz-plastilina-dlya-detej-i-kak-pravilno-uvlech-malyshahttp://rodnaya-tropinka.ru/lepka-dlya-malyshej-ot-1-goda-do-3-let/http://zhenskie-uvlecheniya.ru/chem-polezna-lepka-iz-plastilina-i-kak-osvoit-xobbi.htmlhttp://mama.ru/articles/chem-polezna-lepka/

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Оцените статью
Ведение беременности и роды — будь мамой круглый день